Единство — это категория постоянно и повсеместно присутствующая во всей практике айкидо, хотя и не имеющая строгой и всеобъемлющей формулировки. Небо, человек, земля. Любая техника айкидо является наглядным примером этого единства, движение к небу, а затем к земле, а между ними — человек. Единство трех определяющих понятий Ай-Ки-До.
Ай — Ки — До.
Путь в гармонии с ки.
М. Уесиба пишет: «Дело в том, что понятия «гармония», «единение» могут выражаться иероглифом «ай», поэтому я и решился назвать свою школу боевых искусств «Айкидо». Действительно, понятие Айки уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но тот термин, который употребляли воины в прошлом, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. Вот какое значение я вкладываю в Айки: Айки — это не прием, с помощью которого побеждают врага, Айки — это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить всех живущих в одну семью».
Иероглиф АЙ (Ai) в современном переводе означает «гармонизировать», «гармония» он читается так же, как иероглиф, обозначающий в японском языке любовь. О сенсей часто концентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.
КИ (Ki) выражает «жизнеспособность», «силу» или «эссенцию», которые смыкаются с понятиями «природа» или «энергия». Ки — это древний принцип, лежащий в основе философских систем и религий Восточной Азии.
Знак ДО (Do) означает человека, идущего по дороге или «способ жизни», «путь жизни».
1. До
Мы все время говорим о пути Айки, то есть об айкидо. Что же это за путь, почему иероглиф — «До» столь значителен и важен в характеристиках японских воинских искусств. Моральная составляющая таких дисциплин, как дзюдо, кендо, кюдо, каратэдо, айкидо и др., определяется иероглифом, который в сочетании с другими звучит как «До», являясь основой этих понятий, говорящей о нравственном принципе и имеющей также глубокую связь с мировоззренческими аспектами жизни военного сословия. В Японии «До» аналогично китайскому даосскому «Дао». «До», как центральное понятие в древней восточной натурфилософии, символизирует единство мира, а также является основным этическим Законом Вселенной. Если мы говорим о каких-то этических нормах, то слово «До» может переводиться не только как «путь», «учение», «способ», «средство», но еще и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «Путь» является некой этической нормой. Моральный принцип был обусловлен учением Конфуция, в конфуцианстве «До» рассматривалось как определенная этическая категория. Познание «До», познание «истинного пути», пути Айки — ведущая идея, как бы основная образующая философского учения, сводящая вашу работу к познанию самого себя. А это познание является краеугольным камнем на пути гармоничного развития личности. Мы уже говорили о том, что «До» идентично понятию «дао», трактуемому в философии и эстетике Китая как «Путь» природы. В соответствии с этим «До», как «Путь Вселенной» может пробуждать в человеке чувство или состояние, воспринимаемое лишь инстинктивно, лишь подсознательно, дающее возможность практикующему становиться частью целого. То есть целью и сутью процесса познания является достижение и соприкосновение каждого с «До», таким образом, происходит слияние единичного и целого. Таким образом, познавая «До», достигая высокого уровня военного мастерства, соприкасаясь с «истинным путем», вы входите в совершенную гармонию с природой, с которой человек составляет единое целое. Ошибочно считается, что превалирующее значение имела внутренняя подготовка воина, это совершенно не так в процессе подготовки не было разделения, единство проявляется во всем, и внутренняя подготовка идет через напряженную физическую работу и внешняя физическая сторона постоянно находиться под влиянием внутренней составляющей общей подготовки. Вся жизнь — это последовательность мгновений. А путь — последовательность шагов, нас не может интересовать путь, по которому мы не идем, он есть, но он существует помимо нас, он не является нашим. Тема нашего разговора — это путь, на который мы встали. Понятие «Пути» (До) приходит в Бусидо (Busido) не столько из даосизма или буддизма, сколько именно из китайского конфуцианства. Там «Путь» обозначал не мистический принцип развития всех вещей, как в даосизме, а гармоничный божественный порядок, некий «Путь нравственного и должного», которому должен следовать каждый благородный муж (Конфуций).
Миямото Муссаси считал, что желая следовать Путем вина, вы должны:
Не допускайте неискренности в мыслях (имелось в виду благородство).
Путь познается в тренировках.
Глубоко вникайте в каждое действие.
Изучайте пути всех профессий.
Различайте приобретение и потерю в мирских делах.
Развивайте интуитивное понимание.
Замечайте то, что трудно заметить.
Обращайте внимание даже на пустяки.
Не делайте ничего бесполезного.
До — это не только совокупность моральных и этических заповедей для самураев, мастеров искусств и монахов, но и дорога к познанию тайн Вселенной.
2. Еще раз о Ки, как о единстве тела, ума и души
Все, чего мы добиваемся в техническом плане, занимаясь айкидо — это гармоничного развития ума и тела. И когда это развитие достигает уровня, при котором к этому единству присоединяется третья составляющая, о которой мы говорим как о душе, вот тогда и достигается то состояние, которое называют Ки. Мы с вами уже говорили о том, что было бы ошибочным пытаться найти объяснения феномена Ки в таких категориях, как сила или энергия, это не просто сузит понятие, но и приведет к неправильным выводам. Ки — это состояние, которое помогает нам свести вместе, гармонизировать наш ум, тело и дух. Стать единым целым, тем целым, которое и может стать частью Вселенной. Ни у кого не вызывает сомнения, что О Сенсей, как и ряд других выдающихся мастеров жил в осознании и ощущении Ки. Многие люди пытались и пытаются добиться этого состояния в ходе своих занятий боевыми искусствами. Общая практика айкидо, рано или поздно приведет Вас в состояние полной гармонии ума, тела и духа. На начальном этапе нашего освоения айкидо, когда мы делаем первые шаги по нашему Пути, мы относимся к Ки, как к образу, принимая на веру существование этого феномена, мы относимся к этому как к возможному состоянию.
Уровень общей скоординированности у всех людей разный. Проведя ряд тестов, легко это определить. И люди порой так и умирают, не подозревая, что прожили эту жизнь совершенно раскоординированными. Было ли это трагедией для них, конечно нет. Жизнь просто не дала случая им об этом узнать или давала, но человек этого не понял. Просто ему было тяжело в той или иной ситуации справиться с поставленной задачей. Что же такое скоординированность. На мой взгляд, это определенный уровень единства. Единство, это понятие столь часто встречается в теории айкидо, что мы еще раз попытаемся о нем поговорить. Почему попытаемся, потому что сложно однозначно выделить роль, значение и место его в общей теории айкидо, тем более дать толковое определение каждой из его составляющих. Подобные категории сложно описать словами, выразив их истинную суть и значение. Это как музыка, мы ее слышим, чувствуем, понимаем, но описать словами так же красиво не можем. Мы можем только воспроизвести ее как музыку и дать послушать. Как у музыканта при настройке пианино, звучит камертон, так и единство ума, тела и души это как единый звук, звучание в унисон.
Ум, обеспечивает развитие души и тела.
Тело — вместилище ума и души. Тело не просто футляр, в котором находится ум и душа человека, тело обеспечивает их функционирование, а они его. Мы постигаем тело и по его движениям и ощущениям мы понимаем, что тело одушевлено, и мы говорим, что у тела есть душа: разговоры об «обитании души в теле» — естественный результат такого рода умозаключений.
Душа ведет тело и ум к единству с Вселенной. Душа — инструмент или путь познания, стремления к чему-то возвышенному, яркому, доброму, она является индивидуальным проявлением единой духовной субстанции, и выражением внутреннего мира человека.
3. Тело. Физиологические особенности занятий айкидо
Материалистическое обоснование техник айкидо построено на законах физики и биомеханики, то есть с учетом физиологии человеческого тела. В качестве тела, человек получил почти идеально адаптированную к среде обитания биомеханическую систему. Весь костно-суставно-мышечный аппарат строго симметричен (в отличие от внутренних органов). Каждому человеку, практикующему айкидо, необходимо знать не только функциональные особенности своего возраста, но и то, какие изменения происходят в организме человека под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, выполняемыми на тренировках. Эти знания позволят более эффективно и самое главное сознательно использовать средства и методы физической культуры, а также планировать величину тренировочных нагрузок в соответствии с возможностями вашего организма. В айкидо отсутствует такое понятие, как преодоление, каждый раз студент сам регулирует уровень нагрузок, в зависимости от своего состояния, своих возможностей, состояния здоровья, в конце концов, настроения. Организм человека — это очень сложная саморегулируемая система. В айкидо мы говорим о единстве с Вселенной, рассматривая свой организм, точнее воспринимая его как многоструктурную, многогранную микровселенную, обладающую способностью к саморазвитию и самоуправлению. Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенная и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней окружающей среды. На занятиях мы пытаемся помочь нашему организму, стимулируя процессы саморегуляции. Человек — сложный и удивительно отлаженный механизм. Он руководит множеством отлично координированных явлений, которые обеспечивают нашу жизнедеятельность, таких, как дыхание, зрение, слух, обработка и анализ получаемой информации, без нашего активного в этом участия. Но есть процессы, руководить которыми должны мы сами, что бы гармонизировать собственное развитие. Функционально все органы и системы человеческого организма находятся в тесной и постоянной взаимосвязи, активизация работы одного органа обязательно влечет за собой изменения деятельности других органов. Любая двигательная деятельность совершается при помощи мышц за счет их сокращения. Глубоко ошибочным считается мнение, что в айкидо развитию мышечной активности не уделяется совершенно никакого внимания. Напротив, строение и функциональные возможности мускулатуры изучаются в айкидо столь же всесторонне, как и в любых других занятиях физической культурой и спортом. На долю мышц приходится значительная часть сухой массы тела человека. У женщин на мышцы приходится от 30 до 35% общей массы тела, а у мужчин 40—50 % соответственно. Методика тренировок в айкидо такова, что предусматривает пропорциональное воздействие и развитие всех групп мышц, без специальных силовых упражнений. Говоря о теле в айкидо, мы говорим о буддийском понятии «пяти колец» — пять частей человеческого тела (голова, левый и правый локоть, левое и правое колено).
Вот, что писал о теле Такуан Сохо: «Тело создано из пяти скандх: формы, чувства, представления, воли и сознания. Форма есть физическое тело. Чувство есть реакция физического тела на добро и зло, правильное и неправильное, радость и печаль, удовольствие и страдание. Представление есть средство предсказания. Оно рождает ненависть к злу, стремление избежать страданий, желание добра и надежду на радость. Воля подразумевает работу тела на основе чувства и представления. Это означает избегание боли и получение удовольствия, нетерпение зла и стремление к добру. Сознание есть различение добра и зла, правильного и неправильного, удовольствия и страдания, радости и печали, которые связаны с чувством, представлением и волей. Благодаря сознанию зло известно как зло, добро как добро, страдание как страдание, а удовольствие как удовольствие».
Говоря о достижении «максимальной эффективности в использовании тела и духа», необходимо четко представлять, в чем заключается «совершенствование тела», а в чем — «совершенствование духа». Эти две части соотносятся между собой, как «внешнее» и «внутреннее», земное и космическое, повседневное и вечное. Кроме того, говоря о соотношении тела и души, мы замечаем, что с возрастом Душа мудреет, а тело дряхлеет. Невероятно тесное взаимодействие, взаимосвязь между Душой, телом и умом.
4. Ум
Наше обычное стремление к познанию и поиску самым естественным образом направит нас на путь исследования природы того инструмента, посредством которого мы и ведем наши поиски. И этим инструментом является наш ум. Ум проявляется в чувствах, мыслях и поступках. Ум — это свойство мозга, но почему он проявляется у всех людей по-разному. Может быть, уровень гармонизации тела, ума и души и определяет характер их функционирования. В айкидо мы много говорим о гармонизации ума, тела и духа, так что же мы можем сказать о тренировке ума, или какое место в нашей тренировке занимает такая категория как ум. В своей жизни мы постоянно упражняемся в чем-то, мы постоянно тренируем те или иные части тела, ежедневно мы умываемся, чистим зубы и выполняем различные требования личной гигиены. Но мы даже не задумываемся над тем, что наш мозг нуждается в таких же профилактических действиях.
Когда О Сенсей создавал айкидо, он не ставил перед собой столь глубокую цель, он занимался Budo, шел жестким, бескомпромиссным путем воинских единоборств, но судьба распорядилась так, что созданная им система стала работать значительно шире, чем предполагалось, нашла отклик в сердцах огромного количества людей, и одной из причин этой популярности и стала возможность постоянно упражнять свой мозг, возможность развиваться гармонично. Быстроте и гибкости тела должна сопутствовать такая же гибкость ума. Настоящего мастера всегда отличала инстинктивность действий и реакций. Обучение в первую очередь нацелено на доведение навыков и техник до автоматизма. Цветок лотоса распускается в грязном болоте, но остается незапятнанным. В ходе тренировок, наш ум должен стать подобным лотосу. Окружающая нас в повседневной жизни грязь не должна влиять на принимаемые нами решения. Как прекрасен белоснежный лотос, так должен быть прекрасен и спокоен наш ум. И, достигнув этого состояния, мы можем предоставить своему уму полную свободу. Полностью забудьте об уме, и тогда все ваши действия будут безупречны. Контроль ума приводит к тому, что ум становится скованным. Подчинение ума необходимо только на начальном этапе. Если относиться к уму таким образом постоянно, он никогда не достигнет наивысшего уровня. Фактически, в этом случае ум никогда не поднимется выше самого низкого уровня.