В зависимости от момента начала выполнения техники
5.1. После выполнения партнером атакующего действия (например: захвата) 5.2. В момент выполнения партнером атакующего действия 5.3. До выполнения партнером активных атакующих действий
По типу атакующих действий
6.1. Захваты 6.1.1. Спереди (ОМОТЭ ВАДЗА) 6.1.1.1. Одной рукой 6.1.1.2. Двумя руками 6.1.2. Сзади (УШИРО ВАДЗА)
6.2. Удары 6.2.1. Руками 6.2.2. Ногами
6.3. Комбинированные атаки
6.4. Атаки с оружием 6.4.1. Атаки с ножом (ТАНТО ДОРИ) 6.4.2. Атаки с палкой (ДЗЁ ДОРИ) 6.4.3. Атаки с мечем (ТАЧИ ДОРИ)
Приемы, выполняемые без оружия, объединены под общим названием «тай джитсу». Приемы, выполняемые с оружием объединены в раздел «буки вадза» или «буки но бу», который включает в себя:
«Танто дори» — приемы, выполняемые против нападений противника вооруженного ножом;
«тачи дори» — приемы, выполняемые против атак противника вооруженного мечом (способы отбора меча);
«джо дори» — приемы от нападения с «джо»;
«джо наге вадза» — приемы, при которых обороняющийся вооруженный «джо» противодействует невооруженным нападающим пытающимся его обезоружить, т.е. техника сбережения оружия.
В отдельные разделы объединены приемы ведения поединка на мечах «айки-кен» и палках «айки-джо». Приемы выполняются со специальным тренировочным оружием, выполненным из твердых пород дерева: «танто» — деревянная копия ножа; «боккен» — деревянный меч; «джо» — палка длиной не более 130 см. Обязательным условием при выполнении приемов против вооруженного противника является обезоруживание, т.е. завладение оружием нападающего.
2. Основные направления освоения технического арсенала айкидо:
а) Обучение и совершенствование атакующих действий (захватов, ударов, комбинированных атак, действий с традиционными видами оружия). Данный раздел подразумевает освоение необходимого арсенала атакующих действий. Для правильного и всестороннего освоения базовых приёмов необходимо чтобы атакующие действия были абсолютно реальными и адекватными. Основными модельными формами атакующих ударов являются:
Рубящий удар в голову сверху — «сёмен учи», который выполняется как рукой (ребром ладони), так и с использованием традиционных видов оружия;
боковой рубящий удар ребром ладони в висок — «ёкомен учи»;
прямой удар кулаком в голову — «дзёдан цки», или «ганмен атэ»;
прямой удар кулаком в корпус (солнечное сплетение – «сугетсу») — «чудан цки», или «сугетсу атэ»;
фронтальный удар основанием пальцев или пяткой ноги — фронт кик — «мае гери».
Все вышеперечисленные действия, кроме естественно ударов ногами, могут выполняться с использованием традиционных видов оружия, а в прикладном разделе с любыми подручными средствами. Эти удары моделируют основные способы нанесения ударов, то есть «сёмен учи» может быть нанесен не только ребром ладони, но и кулаком, локтем, «ёкомен учи» подразумевает все боковые удары руками в голову, «цки» все прямые (тычковые) удары. На начальных этапах обучения удары наносятся значительно медленнее реальных, но обязательным требованием является точное соблюдение формы атаки. Основной характеристикой является траектория движения. «Цки» — тычковый удар, «учи» — рубящий. По мере освоения технических приемов скорость и сила нанесения ударов увеличивается. Спортсмены высокой квалификации уделяют большое внимание отработке базовых ударов с использованием различных снарядов. По мере освоения техники, арсенал ударов, против которых выполняются приемы, увеличивается и параллельно с приемами от традиционных атак, отрабатываются приемы от нападений с оружием, и от конкретных ударов без оружия: «маваси цки», «каги цки», «яма цки», «кизами цки», «уракен учи», «тецуи учи», «ёко гери», «маваси гери», «гедан маваси гери», «усиро гери» и т.д. В отличие о дзюдо, являющейся на современном этапе спортивной борьбой в одежде, захваты в айкидо выполняются как за одежду, так и за различные части тела (запястья, локтевые суставы, горло, пальцы рук). Постановке техники захватов в айкидо отводится особая роль, поскольку многие приемы, выполняемые от захватов, фактически являются подводящими, подготовительными упражнениями для освоения технических действий работающих против ударов. Ярчайшим примером является одноименный захват — «ай ханми кататэ дори». Захват оставшийся в наследство от самураев. Смыслом этого технического действия являлось противодействие захвату одноименной руки противника, при попытке оппонента обнажить меч. На современном этапе работа от этого захвата является упражнением, не только подводящего характера для освоения технических приемов от ударов «сёмен учи» и «цки», но и для их совершенствования. В айкидо изучаются приемы от 18 основных захватов.
К ним относят 8 захватов выполняемых одной рукой:
«ай ханми кататэ дори» — захват одной рукой одноименной руки партнера в области запястья;
«гияку ханми кататэ дори» — захват запястья разноименной руки партнера;
«ката дори» — захват одной рукой одежды на уровне плечевого сустава разноименной руки;
«соде дори» — захват за одежду на уровне локтя;
«хиджи дори» — захват одной рукой локтевого сустава разноименной руки;
«муна дори» — захват за ворот кимоно на груди партнера;
«оби дори» — захват за пояс кимоно;
«усиро эри дори» — захват за ворот кимоно сзади.
10 захватов, выполняемых двумя руками:
«кататэ риотэ дори» — захват двумя руками одной руки партнера;
«риотэ дори» — захват двумя руками двух рук партнера на уровне запястья;
«рио ката дори» — захват двумя руками одежды на обоих плечах партнера;
«рио соде дори» — захват обоих рукавов кимоно на уровне локтей;
«усиро рио ката дори» — захват сзади за одежду на уровне плечевых суставов;
«усиро рио соде дори» — захват сзади за оба рукава кимоно партнера на уровне локтей;
«усиро рио хиджи дори» — захват сзади двумя руками за локти;
«усиро риотэ дори» — захват сзади обеих рук партнера;
«усиро кататэ дори куби шимэ» — захват сзади одноименной руки партнера с одновременным удушением второй рукой;
«усиро хага джиме» — обхват сзади с фиксацией рук партнера.
К базовым атакам относятся 3 смешанные атаки:
«ката дори мен учи» — захват за кимоно на плече с одновременным ударом в голову;
«муна дори мен учи» — захват за кимоно на груди партнера с одновременным нанесением удара в голову;
«усиро эри дори мен учи» — захват сзади за ворот кимоно с одновременным ударом в голову.