Лоуэлл: Я слышал такое сравнение искусства и ремесла: «В искусстве Вы никогда не знаете, каким будет результат».
Харви: Вы не думаете о результате. Когда я тренирую, я всегда говорю об этом. На самом деле Вы должны просто каждый день приходить в зал и изучать технику. Техника - это наши слова, наш словарь. Вы не просто выполняете технику на ком-то. Вы выполняете технику с кем-то, и Вы не знаете в точности, как именно все закончится, потому что конца не существует. Есть движение по кругу. Вы падаете и встаете, падаете и встаете. Вас спрашивают: «Для чего Вы этим занимаетесь?». Это звучит также, как вопрос: «Для чего Вы живете?». Потому что нам это нравится. Людям нравится иметь цель с обозримым результатом. «Я это делаю, значит, я смогу это потом сделать». Но на самом деле, занимаясь любым искусством, Вы занимаетесь им ради самого искусства. Если Вы художник, Вы пишите картину и потом откладываете ее. Конечно, будет намного лучше продать эту картину, но если это не получается сделать, Вы просто убираете ее.
Лоуэлл: Но если Вы пишите картину с мыслью найти покупателя, она получится не самой лучшей Вашей картиной.
Харви: Здесь есть различия. Когда Вы делаете Вашу работу с чувством любви в душе, возникает некая цикличность взаимосвязей. Тогда в искусстве, например, результатом Вашего творчества будет законченная работа. И тогда Вам потребуется отделить Вашу работу от себя, Вы сможете перейти к другой работе. Конечно, всегда есть исключения. Не существует жестких правил. Я писал некоторые картины просто из-за техники, чтобы сделать копию, или просто увидеть ее или вспомнить, что я чувствовал.
Питер: Дошу недавно ушел из жизни. Вы уже занимались Айкидо, когда ушел из жизни О-Сенсей. Мне всегда было интересно узнать Ваши мысли об этом и о Дошу.
Харви: Я помню то время, когда Международная Федерация Айкидо[1] (IAF) была только что учреждена. Мы приехали на вторую встречу IAF на Гавайях. Я тогда был Генеральным секретарем Федерации Айкидо США[2]. Мы приехали вместе с Гари. Проводились большие показательные выступления Айкидо, Дошу участвовал в них. Там были все сенсеи, Ямагучи сенсей, Ширата сенсей. Было очень здорово! Мы с Гари делали показательные выступления, и сенсей Ямада был нами доволен.
После этого в гостинице к нам подошел Дошу и пожал нам руки. У нас было такое теплое чувство, трогательное, совершенно особенное. Оно возникло совершенно неожиданно. Это была интересная поездка. Там был Ширата сенсей, самый старший из живущих в то время учеников О-Сенсея. Занятия проводили старейшие мастера и молодые сенсеи, как, например, Асаи сенсей, который намного моложе Ширата сенсея. Была удивительная возможность сравнивать таких разных мастеров, разных шиханов. Это было замечательно!
Сначала Вы были на занятии, где было много физических нагрузок, потом вдруг оказывались на тренировке такого мастера, как, например, Ширата сенсей. Его движения казались простыми, но Вы почти не могли их повторить. Требовалась огромная концентрация, чтобы увидеть, что он делает, и попытаться повторить. Я помню, как он показывал техники Айкидо. Это было захватывающее зрелище. Ему было уже за 70, он встал, вышел, начал работать с бокеном – сувари-ваза с бокеном. Он делал все очень медленно и методично, я смотрел и думал про себя: «Как прекрасно, что такой пожилой человек может делать такие вещи». Вдруг я услышал его киай, крик издался из него. Он подпрыгнул со своего положения, не знаю, насколько высоко. Это выглядело как будто демона выпустили на волю, он весь разом изменился. Это было очень сильное впечатление, оно изменило мои представления.
Лоуэлл: Вернемся к Вашему образу мышления и словам О-Сенсея «научись и забудь». В Вудстоке мы уделяем много времени свободному стилю, и мне кажется, что он лежит в основе того, что имел в виду О-Сенсей. Отстраниться от тех техник, которые мы изучаем в зале.
Харви: Я это делаю потому, что мне нравится это делать. Этот аспект тренировок Айкидо одновременно и радость и вызов для меня. Есть особое равновесие в движении и технике при атаке. Вот почему я занимаюсь этим с учениками, начиная со 2-го кю и выше. Я считаю, что с этого уровня ученики должны начать формировать новые представления о движении, им не следует больше только полагаться на увиденные техники, которые они держат в своем сознании. Им надо научиться отвечать на новую ситуацию, просто двигаться в соответствии с ней, или пропустить ее, или неожиданно остановить или перейти к какой-то другой ситуации. На это я обращаю особое внимание. Я всегда это делаю, даже в Нью-Йоркском Айкикай много лет назад мы собирались вместе, чтобы практиковать свободный стиль после основной тренировки. Нас было очень много, тех, кому был интересен этот аспект тренировки. Я решил, что буду заниматься свободным стилем каждый день, не зависимо от того, насколько я устал в этот день, буду заниматься по 2 минуты после тренировки, просто для того, чтобы почувствовать движение, круговое движение и освобождение.
Лоуэлл: Вы решили заниматься этим постоянно просто из-за того, что Вам это нравится? Или Вы считаете, что в этом заключается некая конечная точка? Или почему все-таки?
Харви: Я думаю, что это направление, по которому Вы движетесь. Есть разные виды тренировок. Вы по-разному тренируетесь исходя из разных задач. Каждый раз, когда Вы тренируетесь тем или иным способом, Вы должны понимать, какие у Вас задачи. Или надо выкинуть все это из головы и заняться чем-то другим. Когда демонстрируется определенная техника Ваша обязанность – применить ее и понять механизм ее работы, понять, как она работает. Если Вы так делаете, в какой-то момент Вы узнаете, почему техника работает именно так. Но когда Вы работаете в свободном стиле Вы должны за одно мгновение, даже не за мгновение, а Вы должны действовать как только начинается атака, иначе ничего не получится. Это просто. Отсутствие заданной формы проявляется в том, что Вы не концентрируетесь на какой-то одной определенной технике.
Лоуэлл: Что нужно для того, чтобы перестать просто применять техники в свободном стиле?
Харви: Вы должны применять техники. Но Вы не формулируете их в Вашем сознании. Вы не можете диктовать ситуацию, Вы должны отвечать на ситуацию. Вы не можете изменить то, что происходит на самом деле, полагаясь на то, к чему Вы заранее приготовились.
Питер: Вы имеете в виду что, тренируясь таким образом, практикуя в многообразии форм, следует стараться избегать мысли: «На этом человеке я выполню эту технику, а на следующем я сделаю Kotegaishi»?
Харви: Да, поэтому мы проводим различные виды тренировок для достижения разных целей. Поэтому подготовленные ученики практикуют свободный стиль. В Вудстоке у нас такие тренировки раз в неделю. У нас есть две группы, где это практикуется, одна для тех, кто может приходить утром, другая для тех, кто может заниматься поздно вечером. Дело в том, что они уже знают техники, у них уже наработаны эти техники, они выполняют их механически. В этих группах они могут делать их иначе.
Питер: Как вы проводите эти занятия?
Харви: Я приглашаю всех учеников выше 2-го кю, которые хотят посетить занятия, и практикую лично с каждым. Все происходит по очереди. Обычно я начинаю с Katatetori, для того, чтобы все вошли в ритм, все работают по очереди, четыре или пять человек атакуют, а Вы просто двигаетесь и выполняете техники. Каждый работает над той техникой, над которой хочет. Вы можете держать в голове технику, которую хотите применить, но дело в том, что Вы должны уметь изменить ее, если ситуация не подходит для этого, не стараясь выполнить задуманную технику в любом случае. В этой ситуации Вы понимаете, что не можете действовать наперекор всему, но всегда можете двигаться. Свобода движений возможна только при ясном сознании, это то, над чем я работаю. Этому я не могу научить. Поэтому я занимаюсь с каждым, чтобы у меня тоже было развитие. Иногда может показаться, что я тренирую других, но на самом деле я стараюсь напомнить себе о некоторых вещах.
Лоуэлл: На тренировке у нас может быть 10 человек, они будут заниматься в двух группах – в одной группе четыре человека, в другой – пять. Харви может взять одного человека и заниматься с ним один на один, так что в то время, как все остальные работают один против четверых или один против пятерых в течение часа, Харви в течение часа практикует с одним. Думаю, о многом можно напомнить себе за это время. Могут ли другие перенять этот опыт на своих обычных тренировках?
Харви: Не в точности, но так, как это больше подойдет. Например, когда Вы выполняете определенную технику, и у Вас определенный уровень, Вам не обязательно соблюдать определенные стойки. Просто предполагается, что Вы будете выполнять только эту технику. Если Вы знаете, что кто-то собирается захватить Ваше запястье, точно также, это единственное, что может произойти. Вы знаете это потому, что заранее договорились об этом. Когда Вы практикуете таким образом - когда фокусируетесь на одной конкретной части, Вы теряете способность создавать ситуации, при которых Ваше внимание расширяется. Каждый раз, когда Вы выполняете технику в качестве наге, или уке, Вы должны действовать так, как будто Вы не знаете, что должно дальше произойти. Каждый раз Вы освобождаете Ваше сознание. Освобождая сознание, Вы обостряете восприятие, фокусируете внимание, а не просто соглашаетесь со всем происходящим и «укладываетесь» в рисунок (техники).
Лоуэлл: Мне кажется, что даже в статичных техниках не следует понимать их как полностью статичные. Если Вас захватывают, не нужно позволять сделать это. Нужно всегда быть в движении, немного впереди.
Харви: Это важно для понимания того, куда Вы направляете Ваше внимание. Даже в том, что кажется статичным, если Ваше сознание расширено, если Вы относитесь к этой ситуации определенным образом, тогда если Вас захватывают, в Вашем сознании должно возникнуть что-то отличное от: «Ой, меня схватили». Вместо этого Вы двигаетесь, сливаетесь с направлением атаки и даете ей другое направление.