Основы айкидо

— 5 —

Глава 3. Практика айкидо

На начальном этапе тренировок следует руководствоваться наставлением Мэн-цзы: «Ищите потерянный ум», но конечная цель тренировок отражена в высказывании Шао Ганцзе: «Очень важно потерять ум».
Непоколебимой мудростью можно назвать спокойствие воина, достигшего совершенства в своем искусстве. Причем речь идет не о бесчувственности, а об освобожденности, пространственности восприятия, о вербальном присутствии в сознании всего происходящего одновременно без фиксации внимания на отдельных его деталях и соответствующих им мыслях. Воин должен избавиться от привычки искать выход из затруднения на мыслительном уровне и научиться в критический момент проявлять спонтанность. В ходе его атаки, в вашем уме вообще должны отсутствовать какие-либо мысли и суждения.
Мудрость движется туда, где сосредоточено внимание, если же внимание нигде не останавливается, то ум наделен «непоколебимой мудростью». Видеть перед собой что-то и не позволять вниманию фокусироваться на нем — вот что такое «непоколебимость».
Когда в своей подготовке вы достигает глубочайшей точки, руки, ноги и тело знают, что нужно делать, но ум не имеет к этому никакого отношения.
Весь парадокс состоит в том, что когда вы пришли в додзё, ваш ум совершенно свободен и на начальном этапе вас учат думать, а когда вы осваиваете метод, вы опять освобождаете ум и учитесь не думать, а действовать на интуитивном уровне.

1. Душа

С материалистической точки зрения, сложно говорить о душе и ее природе, хотя есть уже масса статей о лептонах, как о носителях информации, во Вселенной эти частицы инертны, а вот взаимодействуя с конкретным человеческим мозгом, они активизируются, создавая подобие поля, которое и можно назвать душой. Возникновение термина душа, приводит к тому, что среди, казалось бы, материалистических категорий тело и ум, появляется идеалистическая — душа. Что это? Как ее пощупать? Какая она на вкус и цвет?
Освоить секреты айкидо, опираясь на какие-то научные разработки невозможно. Проникнуть в суть Айки, разгадать его тайну можно только по средствам личного, самоприобретённого опыта. Только таким путем осваивается все то, что относится к человеческому сердцу и душе. По большому счету, в основе своей, духовное является результатом общественно-исторической практики.
В большинстве своем, обучение в айкидо идет не через разговоры, хотя это важнейший аспект нашего общения, а через движение, через практику. Мы не можем взять в руки душу и работать над ней. Но мы можем работать над телом, в котором «живет» душа.
У Аристотеля — душа — активное целесообразное начало живого тела неотделимое от него. Наше понимание души ближе к новоевропейской философии, в которой термин «душа» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания, как понятие об особой нематериальной субстанции, но столь же неотделимой от тела и от Вселенной. Само по себе это определение ничего не дает с точки зрения понимания природы самой души, но и выводит нас из тупика не возможности четких, лаконичных, все объясняющих формулировок, оставляя за каждым право на свою интерпретацию сказанного.
О наличии у человека души веками утверждала религия. Попытки церкви монополизировать влияние на духовную сферу человека, на мой взгляд, явились одной из причин выхода человечества из-под жесткого влияния религии. Основатель был глубоко верующим человеком. Поэтому мы могли бы отнести душу к религиозным категориям, но айкидо, в своем развитии стало рассматривать душу намного шире, чем религия. Тем более, сегодня айкидо не носит религиозного характера, поэтому душа рассматривается нами как субстанция Вселенной. Душа — это тот общий элемент, который объединяет все сущее, и делает возможным единение с Вселенной. Душа не просто нейтральна по отношению к окружающему миру, а является его частью временно пребывающей в данном теле. Все нравственные нормы сводятся к душе. Мир души многогранен. Можно предположить, что душа имеет свои свойства — это интеллект (мысль), эмоции, и действия.
Кроме того, душа вкладывает в понятие единства более широкий аспект. Речь идет не только о единстве тела и ума, но и о единстве душ, о единстве людей, практикующих айкидо, объединенных одной идеей, которую мы понимаем умом, чувствуем душой, и воплощаем в тренировке тела. Кроме того душа и позволяет нам говорить о единении с Вселенной. Духовность — это общность с Вселенной, с Творцом.
Состояние души это не компьютерная программа, несущая в себе определенные критерии. Так же как и тело, и ум, душа нуждается в постоянном тренинге. От того, в какой среде и кем воспитывается человек, зависит уровень его духовности. Методика тренировок в айкидо выводит духовный аспект на постоянный, активный уровень. Для нас единство — это не просто слепленные вместе тело, ум и душа. В айкидо единство предполагает их совместный тренинг. Пара наших глаз, если все в порядке и мы не больны, действует в полном единстве, как бы по одной программе, и мы даже никогда не задумываемся над их совместной работой. То же самое проявляется во взаимодействии ума и тела, в рамках определенных душевных постулатов. Ваши действия и мысли должны быть едины с душой — Вселенной, т.е. нравственное стремление ваших действий и мыслей должно быть предельно высоко. И церковь не зря пытается приоритет духовного воспитания перетащить на себя, давно и глубоко осознав значение этого элемента в жизни человека.
Порождение души, точнее форма проявления души — это Дух.

2. Дух

Вся техника айкидо — это методика воспитания духа и приведения ума, тела и духа в состояние полной гармонии. Это методика, которая учит, как использовать ту силу, которая заложена в каждом человеке природой «Бойца формирует не оружие, которым он владеет, а дух, с которым он владеет оружием».
В философии Нового времени получает распространение рационалистическое понимание Духа, прежде всего как разума, мышления. Немецкая классическая философия разрабатывала даже интеллектуалистическую сторону Духа. Но корректно ли отождествлять Дух с умом, безусловна взаимная связь, но ведь были и глупцы сильные духом. Дух рассматривается нами преимущественно в процессе интуитивного постижения и самопознания. То есть, прогресс человека в этом направлении обусловлен определенной практикой. Многие и приходят в боевые единоборства, что бы воспитать свой Дух, чтобы побороть живущий в Душе страх.
Мы постоянно говорим о необходимости тренировки своей физической силы, а ведь такая тренировка нужна и нашим душевным силам. У нас нет сомнения, что тренировка физической силы способствует нашему здоровью, но ему также необходима и тренировка духовных и душевных сил. Любая негативная реакция на внешний раздражитель — это признак душевной и духовной слабости, которая приведет и физической слабости. Приветливость, понимание и доброта делают человека и физически здоровым и приятным в общении.
Духовная ориентация в ходе изучения Пути должна быть такой же, как и в повседневной жизни. Как в бою, так и в обычной жизни, вы должны быть спокойны, но в тоже время исполнены решимости. В каждой ситуации действуйте без напряжения, но и не беспечно. Ваш дух должен быть уравновешенным и беспристрастным. Даже когда ваш дух пребывает в покое, не позволяйте своему телу расслабляться, а когда ваше тело расслабляется, не позволяйте духу терять бдительность. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не позволяйте себе падать духом, но и не будьте слишком воодушевлены. Нельзя демонстрировать состояние собственного духа.

3. Страх

Страх — одно из наиболее неприятных и часто повторяющихся состояний человека. Он является естественной и нормальной реакцией на опасность, одним из основных человеческих инстинктов. В разном возрасте люди неодинаково подвержены тревоге и страху, с возрастом меняются причины для страхов, но сами страхи не исчезают. Ошибочно считать, что наиболее подвержены страху дети и старики. С приобретением жизненного опыта, мы приобретаем и новые мотивации для зарождающегося состояния беспокойства и страха. Большое влияние на чувствительность к страху оказывает физическое состояние.

В айкидо мы рассматриваем страх как состояние нарушения гармонии ума, тела и духа. Страх, как чувство дискомфорта и беспокойства, основывается на мысли, что в следующий момент произойдет нечто ужасное. Наши предположения о будущем строятся на опыте прошлого (как реального, так и воображаемого). Способ справиться со страхом прост — отойти от воспоминаний прошлого или фантазий будущего и вернуться в момент настоящего. Айкидо учит реагировать и поступать, исходя не из страха, а из ясного восприятия цели и действительности.

Страх потерпеть неудачу настолько силен, что мы не хотим рисковать. И все же в готовности рисковать, в желании узнать, что лежит за ограничением, в этом заключается ключ к достижению превосходства и раскрытию нашего потенциала. Практикуя айкидо, мы можем смоделировать свой страх, и пережить его в ходе тренировки, и, причем, сделать это неоднократно. Искать лекарство от страха где-либо еще — значит никогда не найти его. В любой ситуации к страху надо относиться как к элементарному проявлению инстинкта самосохранения. При этом весьма важным фактором является умение оградить себя от его влияния при осмыслении ситуации и тем более при приёме решения. В ходе тренировок, вы приобретаете необходимый боевой опыт, который формирует вашу психику таким образом, что ситуация, вызывающая прежде у вас страх становится привычной, повседневной. И чем жестче вы проигрываете модели ситуаций, тем устойчивей становится ваша психика к такого рода раздражениям. Задача не стоит в искоренении страха как такового, а в сохранении спокойствия, ясности мысли и четкости действия в любой стрессовой ситуации.

4. Время

Время, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояния всех материальных систем и процессов в мире, оно выражает длительность конкретных состояний и процессов. Время не существует само по себе, вне материальных изменений.
Современная физика утверждает, что время замедляется по мере приближения скорости движения тела к скорости света, замедление временных процессов в системах возможно также под действием мощных гравитационных полей. Кроме того, сегодняшнее открытие — возможность остановки света приводит, если следовать теории Эйнштейна, к остановке времени.
Почему время в нашей жизни течет по-разному. В детстве оно тянется, а с возрастом скорость его значительно возрастает. Что-то случается с нами или с ним. Если мы говорим о времени, как о величине измеряемой часами, то оно не должно меняться. Возможно, что-то меняется в нашем восприятии времени. Наш жизненный опыт, большая жизненная практика приводят к тому, что мы воспринимаем происходящее с большим ускорением. Так в тренировках, чем больше мы практикуем, тем скоростней становимся. Наше поведение становятся более скоординированным, предельно оптимальным, что позволяет сократить время выполнения технических действий. Но при этом, мы понимаем, что у времени нет меры «быстро» или «медленно», эти понятия приходят к нам в ходе отработки тех или иных технических действий.

5. Собственный баланс

Самое важное четко представлять, что в основе каждой техники лежит не определенное движение рук и ног, а перемещение тела. И понимая это, естественно, мы начинаем задумываться над теми элементами, которые позволили бы нам удерживать собственный баланс (несколько сужая это понятие, можно сказать собственное равновесие) при любом даже самом сложном перемещении, будь то удар, попытка вывести из равновесия своего противника, бросок или другое активное действие.
Чем быстрее человек движется, тем меньшей степенью контроля над своим движением он обладает и тем легче вывести его из состояния равновесия. Каждый стремиться сохранить свой центр стабильности в состоянии динамического равновесия. Данный центр, подобно оси циклона, должен быть неподвижным. Что позволит с легкостью обойти силу противника и эффективно его контратаковать.
Тело находится в состоянии устойчивого равновесия, если его центр массы находится над центром площади опоры, и выходит из этого равновесия, когда центр массы выходит за границу площади опоры. Для предотвращения опрокидывания необходимо: либо центр массы вернуть к середине площади опоры, либо середину площади опоры подвести под центр массы. С точки зрения физиологии любой способ восстановления равновесия хорош.
Собственный баланс — полный контроль за движением собственного тела, является основным условием при выполнении любого технического действия. Добиться легкости, естественности и четкости движений можно только длительными тренировками, все остальные рассуждения на эту тему абсолютно беспочвенны.

6. Конфликт

Ничто, кроме конфликта, не дает нам большей возможности прорваться к творчеству. Именно это наше понимание и способность извлекать выгоду из конфликта даст нам возможность исполнить наши желания и позволит оценить и усилить самые важные моменты нашей жизни — эти мгновения.
Конфликт он всюду. Понимание конфликта и управление им составляет главную задачу в нашей жизни. Мы пытаемся избежать его или же противостоять ему. Носят ли конфликты негативную окраску или же они являются основными движителями человеческого существования, вот вопрос, который разрешается теорией Айки. В природе конфликт является основной причиной для перемен. В нашем понимании конфликт не вреден, он просто существует. Это люди придумали такие категории как «хорошо» и «плохо», «вредно» и «полезно», а смысл лишь в том, что бы научиться жить во всем этом. Осознав это, ты будешь встречать противника весело, радостно, легко, без особого напряжения, как фактор сам собой разумеющийся. Айкидо полностью меняет человека, вырывая его из сложившихся стереотипов, ломая общепринятые взгляды на систему взаимоотношений. Принципы айкидо имеют значительно более широкое применение, выходящее за рамки физических конфликтов. Они применимы к повседневным конфликтам, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы должны воспринимать конфликт как основной стимул, меняющий нашу жизнь, мы используем его, как пищу для развития нашей личности и наших возможностей.
Та часть из нас, которая хочет побеждать и быть правой всегда, неизбежно совершает что-то неподходящее, глупое или плохое. Тем самым, уводя от столь необходимой нам гармонии. Конфликт естественен; ни позитивен, ни негативен, он просто есть. Конфликт — это проявление сталкивающихся энергий. Необходимо просто научится обходить энергию агрессии.

7. Уход от конфликта

Стремление к открытию стимулирует нас в поисках решения, а не тратить время и силы на обвинения и проверки. Чем больше ты занимаешься айкидо, тем меньше возникает конфликтных ситуаций вокруг тебя. Чем же это вызвано. Во-первых, ты, за счет своих постоянных упражнений, вырабатываешь в себе способность мгновенной реакции, на тот или иной раздражитель и молниеносное действие, уводящее от прямого столкновения. В мире айкидо разрешение конфликта — это уважение и принятие различий. Достигая гармонии между умом и телом, начиная двигаться гибко и свободно, вы начинаете мыслить гибко и свободно, тем самым, обходя любые ситуации стимулирующие конфликт. Кроме того, у вас вырабатывается целая аналитическая система, которую иногда называют — шестое чувство. Вы начинаете обходить, не посещать те места, где в той или иной степени может вас ожидать опасность. Причем все это происходит где-то помимо вашей воли, подсознательно вы уходите от возможных столкновений. Причем самой методикой развития этих способностей и является айкидо. Именно практикуя айкидо, а не выполняя какие-то особые упражнения и тесты, вы вырабатываете в себе эти качества.
Говоря об уходе от конфликта, необходимо заметить, что айкидо учит нас быть искренними и скромными, не выдвигать себя на первое место. Не пытаться выделиться из группы своих товарищей, оставаться постоянно скромным и тихим. Всегда быть уважительным к окружающим вас людям. Очень важно всегда оставаться искренним и правдивым. Человек пытающийся обмануть, в первую очередь обманывает самого себя, окружающие из вежливости сделают вид, что поверили ему, а лож все равно всплывет и лжец будет смешон. Простота, искренность и правдивость, отсутствие претензий в поведении делает человека, практикующего айкидо, действительно привлекательным и интеллигентным.
Айкидо воспитывает в нас восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний какое-то эстетическое чутье, учит восхищаться красотой природы, понимать характер и индивидуальность другого человека, способность войти в его положение, и, поняв его, помочь ему, не проявив грубости, а с искренним уважением и заботой. Воспитывает способность понимать другого, уметь уважительно спорить и незаметно помогать человеку. Интеллигентность определяет нравственное здоровье человека, и вместе с ним его общее здоровье.
Практика айкидо воспитывает в человеке желание и умение считаться с другим, для айкидоки собственная вежливость становиться не только привычна и легка, но и приятна. В основе всех хороших манер лежит забота о своем партнере, способность чувствовать любые его движения, не мешать ему, создавать ситуацию, в которой всем становится хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Айкидо воспитывает не столько манеру поведения, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к партнеру, к миру в целом, необходимость уважительного отношения к другим.

8. Ритуал

Ритуал — необходимая принадлежность боевых искусств. Он организует не только внешнюю сторону поведения, но и внутреннее состояние человека, по общему алгоритму. Участие всех в ритуале демонстрирует их согласие с теми целями и задачами, которые ставятся перед участниками тренировок, вызывает чувство глубокого внутреннего единства как друг с другом, так и с Вселенной. Ритуал, вводит вас в особый мир, где вы раскрепощаетесь, сливаясь с окружающей вас действительностью. Ритуал это одно из средств изменения сознания.
Для каждого, занимающегося айкидо, ритуал с самого начала становится нормой поведения и формой жизни. Он способствует упорядоченности учебного процесса, а впоследствии и всего человеческого существования.

9. Этикет

Человек обязан регулировать свои отношения с другими не только путем силы, это путь животных, а на основании определенных этических норм. Этикет это гармония взаимоотношений. Равновесие в обществе, умение держать себя, поиск гармонии — это соблюдение этикета. Очень важно уважать другого человека, и очень важно это показать. В додзё вы каждое свое действие сопровождаете поклоном, поклон — это знак уважения. Соблюдение норм взаимоуважения очень важны, если вы пожимаете руку человеку, то в этот момент вы не можете выхватить меч, и нанести удар.
Очень много общих приветственных жестов у разных народов. И это тоже составная часть айкидо, так как тело и ум — это единое целое. С добрым жестом вы контролируете свой Дух. Если жест чистый, то и сердце чистое.
Этикет управляет взаимоотношениями, это не простое повторение форм. Если уважение не наполняет ваше сердце, то любая форма окажется лишь пустой безжизненной формой. Мы учимся уважать личности других. Любые действия, сопровождаемые правилами этикета, воспитывают сострадание и благородство. И именно чувство сострадания ведет к гармонии и миру. Правильный этикет предполагает правильное поведение в любой ситуации. Когда поступки определяются этикетом, создается атмосфера, в которой очень легко управлять своими эмоциями. Этикет контролирует ваше «Я» и направляет вашу энергию в позитивную сторону, не позволяя всплескам агрессивности выйти наружу. То есть движения, выполняемые согласно строгому этикету укрепляют силу духа, позволяют контролировать агрессивность и ведут к обретению внутреннего спокойствия. Все это необходимо постоянно воспитывать в додзё. С одной стороны мы очень хорошо представляем себе мощь и потенциальную опасность, заложенную в выполняемых движениях, но с другой стороны, атмосфера, создаваемая в додзё за счет традиций позволяет обрести контроль над собой. Дух уважения и благодарности находится в каждом, кто следует этикету.

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.125)
Автор: Irina, 23.06.2011 - 20:00:00