Основы айкидо

— 13 —
Существует три варианта синхронизации движений. Вначале вы учитесь концепции «атака-защита» — ждете атаки для начала защиты. Следующий этап это одновременное начало движения. Последнее — вы инициируете атаку, изменяя дистанцию. Первый вариант самый простой, поэтому новичкам и показывают вариант «атака-защита», опираясь при этом на концепцию техник самозащиты. Если вы остаетесь на этом уровне, то в вашем понимании определенному варианту атаки будет соответствовать определенный вариант техники. В этом случае очень трудно перейти на следующий уровень понимания. Вы всегда будете стараться сообразить какой вариант техники применить, если вас атакуют тем или иным способом. В айкидо вы можете преодолеть это, но все равно, на начальном этапе гораздо лучше преподавать, используя концепцию атака-защита. Если вы выполняете ирими наге, то и через 10—20 лет форма не изменится, изменится ваше внутреннее понимание этого движения. В этом заключается суть, это основа вашего развития. Практикуя айкидо, вы постоянно развиваетесь благодаря самой природе айкидо, которая не позволяет вам застыть. Когда вам говорят о каком-то техническом или духовном аспекте, вы что-то ощущаете, но не можете это описать. Постигнуть это вы сможете, только опираясь на другие знания.
Для того, чтобы эффективно и всесторонне освоить технику, очень важно понять, как совершается управление движениями в человеческом организме.
Наш двигательный аппарат, так называемая костно-суставно-мышечная система, обладает необычайно богатой подвижностью. Основой или стержнем нашего тела является туловище с шеей, то есть, в сущности, позвоночник с его 25 межпозвоночными соединениями и мышечным оснащением. Шея человека, обладает возможностью обеспечить точность и устойчивость в смещениях и поворотах голове.
С туловищем соединены посредством шарниров (как известно, обладающих наибольшим разнообразием подвижности) — плечевых и тазобедренных сочленений — четыре многозвенные рычажные системы конечностей. При этом у человека шаровые подвесы верхней пары конечностей, наиболее важной для него, и наиболее богатой в смысле подвижности, сами, в свою очередь, соединены с туловищем крайне подвижно, вися почти целиком на одних мышцах. Так как, основная опорная кость руки — лопатка нигде не сочленяется с костями туловища (за исключением соединения маленьким суставчиком с палочковидной ключицей, сочлененной другим концом с рукояткой грудинной кости, которая сочленена с первым ребром, соединенным с 1-м грудным позвонком).

Если говорить о нижней конечности, то после длинного и прочного рычага бедренной кости, мы встречаем там колено с его обширным размахом сгибания и разгибания, рекордным для всех сочленений человеческого тела: около 140° активной подвижности и свыше 170° пассивной (например, при сгибании коленей в позе сидения на корточках) (Активная подвижность в сочленении — подвижность за счет работы собственных мышц этого сочленения, пассивная — за счет иных «внешних» сил). Коленный сустав (полусогнутый) допускает еще небольшое продольное вращение голени (на 40—60°). На конце ноги имеются два сочленения, расположенные у человека очень близко одно под другим и образующие единую голеностопную систему. Она позволяет стопе наклоняться относительно голени во все стороны градусов на 45—55 по каждому из направлений. Сама стопа у человека — упругий, многокостный свод, прекрасно приспособленный к держанию на себе половины веса всего тела, а при беге и прыжке — к противодействию давлениям, доходящим и до пяти-шестикратного значения этого веса; однако активная внутренняя подвижность ее у человека ничтожна.
Шаровой шарнир плечелопаточного сустава у человека достаточно подвижен. Он допускает обширные движения в стороны, чего не может сделать, например, собака или лошадь. У человека имеется способность поворачивать предплечье с кистью в продольном направлении — пронация и супинация (Для того, чтобы твердо запомнить, какой из поворотов предплечья и кисти называется супинацией и какой пронацией, есть очень простое и забавное правило: поверните кисть ладонью кверху и скажите: «Несу суп». Это есть супинация. Затем опрокиньте кисть ладонью вниз и скажите: «Пролил». Это будет пронация.), это те движения, которыми мы пользуемся, когда поворачиваем ключ в двери или заводим стенные часы. Общий размах этих движений превосходит 180°. Соединенные между предплечьем и кистью (лучезапястное сочленение) само по себе обладает двумя видами подвижности: вверх-вниз на 170°, вправо-влево на 60°. Эти два направления подвижности в сочетании с третьим направлением — пронацией и супинацией равносильны тому, как если бы кисть была подвешена к руке на втором шаровом шарнире, следующем за уже упоминавшимся плечевым. Как показывает точная теория сочленений, такие два последовательно смонтированных шаровых шарнира в сочетании еще с локтевым суставом (сгибание и разгибание локтя) не только обеспечивают кисти возможность принять любое положение и направление в досягаемых для нее частях пространства, но еще позволяют сделать это при самых разнообразных положениях промежуточных звеньев — плеча и предплечья. Скелет самой кисти представляет собой целую тонкую мозаику из 27 косточек (не считая еще непостоянных, совсем мелких костных вкраплений). Благодаря возможности для большого пальца противополагаться каждому из остальных (так называемая оппозиция большого пальца), имеющейся из млекопитающих только у человека и обезьян, кисть является органом для обхватывания и прочного держания, и нет такой формы ручки или петли, к которой она не сумела бы автоматически приспособиться с величайшей, почти восковой, пластичностью. Пальцы кисти одни, помимо ее прочих частей, обладают 15 сочленениями, и если считать по отдельным направлениям подвижности (так называемым степеням свободы), то на долю пальцев одной руки их придется 20, понимая под каждым из направлений активную подвижность как туда, так и обратно.

Между тем на голове человека мы имеем, по меньшей мере, два устройства, не менее поражающих богатством и точностью их подвижности, чем кисть с пальцами. Первая из них — нижнечелюстная кость с ее жевательной, сильной и выносливой, мускулатурной — представитель костносуставно-мышечного аппарата в области головы. Ну и естественно языкоглоточный речевой аппарат. Язык, в сущности, один сплошной комок поперечнополосатых мышечных пучков пронизанный ими по всем направлениям. Тонкое и совершенно своеобразное управление этими мягкотелыми органами, которое потребовалось для человеческой речи, вызвало к жизни даже особый, специализированный участок мозговой коры в левом полушарии мозга человека. При ранениях этого так называемого поля Брока или при кровоизлияниях в его области человек утрачивает возможность речи, хотя произвольная подвижность языка и глотки ни в чем не страдает.
Другой замечательный своею подвижностью аппарат, обо всей сложности и жизненной важности движений которого многие имеют очень слабое понятие — это глаза. Зрительный аппарат человека содержит:

  1. Шесть пар мышц, обеспечивающих всевозможные согласованные повороты глаз при следовании взором за предметом;
  2. две пары мышц, управляющих «объективами» глаз — хрусталиками: для фотолюбителей будет яснее, если сказать, что эти две пары мышц осуществляют наводку глаз на фокус;
  3. две пары совсем тонких и нежных мышц, ведающих расширением и сужением зрачков; опять-таки обращаясь к языку, понятному фотолюбителям, — диафрагмированием глазных объективов в зависимости от большей или меньшей яркости освещения, и
  4. две пары мышц, открывающих и закрывающих веки. Эти двадцать четыре мышцы работают в точнейшем взаимном согласовании с раннего утра до позднего вечера, работают, заметим, совершенно бессознательно и на три четверти непроизвольно.

Третья часть всех этих мышц вообще недоступна для произвольного вмешательства в их работу. Легко представить себе, что если бы управление этими двумя дюжинами мышц требовало произвольного внимания, какого требует, например, работа наблюдателя с какими-нибудь приборами, нуждающимися в постоянной подстройке и установке, то, на это понадобилось бы столько труда, что лишило бы нас всякой возможности произвольных движений другими органами тела.
Согласованная работа (как говорят в физиологии, синергия) всей глазной мускулатуры выполняет очень сложную и ответственную нагрузку. Мы не просто видим нашими глазами — мы ими смотрим.
В процессе «смотрения» наши глаза:

  1. Движутся по любому направлению следом за движущимся предметом;
  2. движутся при этом точно согласованно, то строго параллельно, то, сводясь в той или иной степени;
  3. намеренно сводятся для устранения «двоения» изображения в глазах и для оценки расстояния до предмета (так называемое стереоскопическое зрение);
  4. одновременно регулируют; «наводку на фокус» хрусталиков;
  5. при этом все время управляют шириною просвета зрачка, отмеряя для нервных элементов глазного дна точно такое количество света, какое им нужно для наиболее ясного видения;
  6. наконец, как уже упоминалось, сами активно обходят и ощупывают взглядом предметы, водят взором вдоль строчек читаемой книги и т.д. Все эти движения совершаются одновременно и дружно, не сбивая друг друга, совершаются совершенно автоматически, но отнюдь не машинообразно, по какому-нибудь неизменному шаблону, а с чрезвычайно большой и ловкой приспособительностью.

Взгляд должен быть широким и внимательным, он выполняет две функции: обнаружение и слежение. Необходимо смотреть по сторонам, не перемещая глаз. На то, чтобы научиться смотреть, таким образом, потребуется некоторое время. Пользуйтесь таким взглядом в повседневной жизни и не пренебрегайте им, что бы ни происходило.
В итоге беглого обзора подвижных устройств нашего тела, мы по одним только конечностям и приборам головы имеем числа, уже близкие к сотням направлений и видов подвижности (степеней свободы), а если еще прибавить сюда шею и туловище с их змеевидной изгибаемостью — итог получается огромный.
Говоря о движении, мы не можем не сказать о степенях свободы. Кисть имеет по отношению к предплечью две степени свободы. Три степени означают для вещественной точки абсолютную свободу передвижения внутри того куска пространства, до границ которого она в состоянии достигнуть.
Две степени свободы подвижности вместо одной означают уже то, что подвижная точка или часть движущейся системы получает свободу выбора любой из бесчисленного множества доступных траекторий. Человек может в этих условиях выбирать между разными траекториями и сумеет обосновать свой выбор, той или другой, наиболее подходящей к данному случаю среди всего их беспредельного множества. Все техники айкидо эффективны только в случае организации движения в нескольких плоскостях одновременно.
Здесь же мы можем дать и определение координации движений, координация есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы. Степени свободы, упоминаемые в этом определений, могут быть, как уже сказано, кинематические и динамические.
Нетрудно будет дать точное обозначение и тому основному принципу, который позволил природе обеспечить управляемость костно-мышечных двигательных аппаратов и которому уже в целом ряде устройств подражает по мере сил современная техника, — принципу, опирающемуся на контролирование движений посредством органов чувств.
А учитывая то, что в айкидо движение безостановочно, вы можете, точнее должны, выполнить технику без подготовки. То есть если кто-то идет в определенном направлении, вы не останавливаете его, и он просто проходит в другой конец. Если вы остановили его, тогда вы будете вынуждены заставить его опять двигаться. В айкидо если кто-то двигается, то вы не останавливаете его, он продолжает движение, а вы, вписавшись в него, уже после перенаправляете это движение в нужном вам направлении.

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.133)
Автор: Irina, 28.06.2011 - 20:00:00