Развитие координационных способностей в айкидо

Методика целенаправленного развития координационных способностей с помощью специальных средств у борцов айкидо начального обучения возраста 10—12 лет

Брежнев А.Н.
Брежнев Андрей Николаевич, преподаватель.
Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Кузнецова» (ВУНЦ ВМФ «ВМА»), Санкт-Петербург.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования развития координационных способностей (КС) у борцов айкидо начального этапа обучения. В результате эксперимента было выявлено улучшение КС при использовании специального средства — координационная дорожка.
Ключевые слова: айкидо, координационные способности, координационная дорожка, специальные средства развития КС, борцы айкидо начального этапа обучения.

Annotation:

The article presents the results of a study of development of coordination abilities at the initial stage of the fighters of aikido training. The experiment was revealed improved coordination abilities with special funds — Coordination ladder.
Keywords: Aikido, coordination abilities, coordination ladder, special means of coordination abilities fighters Aikido initial stage of training.

Введение

Проблема технической подготовки юных борцов является одной из актуальных тем в современном спорте. Поэтому необходимость постоянного совершенствования системы подготовки спортсменов требует поиска новых форм организации тренировки, способствующих достижению высоких спортивных результатов.
Совершенствование учебно-тренировочного процесса спортсменов тесно связано с формированием рациональной техники двигательных действий, которая предусматривает развитие психомоторных способностей, в состав которых входят КС [2].

Особенности развития координационных способностей в айкидо

Айкидо является японским видом единоборств, корни которого, также как и корни дзюдо, уходят в старинное боевое искусство — дзю-дзюцу [9, 10]. По этому признаку айкидо можно считать одним из видов борьбы.
Исторически так сложилось, что в японских единоборствах используется термин «Принципы Будо» [10], которые являлись основой подготовки война в древние времена. «Принципы Будо» включают следующие умения и навыки:

  1. визуальный контроль соперника;
  2. удержание и контроль дистанции;
  3. владение своим телом в процессе движения;
  4. эффективное использование своего центра тяжести.

В литературе, касающейся айкидо отсутствуют специальные термины «координационные способности», но если провести сравнение содержания «Принципов Будо» и КС, описанных в отечественной литературе по теории и методике ФК и С, то можно найти сходство между этими терминами.

1. Традиционные методы развития координационных способностей в айкидо

В айкидо для развития КС в рамках «Принципов будо» используются традиционные одиночные и парные упражнения, как с применением специальных средств, так и без них.
Упражнение Унсоку — это специальное одиночное упражнение, которое развивает координацию движений ног в восьми направлениях.
Специальными средствами для развития КС в японской методике обучения боевым искусствам, являются упражнения с разными видами традиционного японского оружия — меч, шест, нож и т.п. Большинство движений руками в айкидо выполняются по траекториям близким к траекториям технических действий с использованием меча. Таким образом, наблюдается явление положительного переноса двигательных навыков из движений с оружием в движения без оружия. [5, 6]. Другим отличительным признаком японской традиционной методики тренировок является многократное повторение одного упражнения — учи коми гейко, тсукури гейко без изменения внешней формы. Однако, для людей европейского склада ума, в учебно-тренировочном процессе должны присутствовать новые методики с использованием упражнений и специальных средств, вызывающих интерес к дальнейшим занятиям.

2. Координационная дорожка

Координационная дорожка (Рис. 2) предназначена для тренировок, направленных на повышение координации, баланса, ритма, ускорений, а так же снятия эффекта монотонности тренировочного процесса. Конструкция дорожки включает жесткие перекладины соединенные прочными нейлоновыми ремнями. Большое количество ячеек позволяет многократно повторять одно движение, а четкие очертания границ дорожки, представленные перекладинами и ремнями, улучшают визуальный контроль и точность каждого отдельно взятого движения [7, 8].

Организация исследования

Данное исследование проводилось на базе Спортивного клуба «Волна» города Санкт-Петербург в группе начального этапа обучения айкидо, детей 10—15 лет.
Продолжительность исследования охватывает шесть месяцев (сентябрь 2014 г.— февраль 2015 г.) и подразделяется на три этапа.

Выбор объекта наблюдения исходит из целей и задач данной работы. Так было проведено предварительное тестирование 20 спортсменов. Затем среди них была произведена выборка с выявлением 10 спортсменов с близкими друг к другу результатами тестирования. После чего 10 выбранных спортсменов были разделены на 2-е группы по 5 человек. Группе № 1 присвоено название контрольной, а группе №2 присвоено название экспериментальной.

Состав и порядок применения методики

Для проведении педагогического эксперимента была разработана комплексная Методика целенаправленного развития КС с помощью специальных технических средств у борцов айкидо 10—12 лет начального этапа обучения.
В контрольной группе, в качестве средства для развития КС, продолжало использоваться только упражнение «Унсоку».
В экспериментальной группе были использованы два упражнения на координационной дорожке.
С целью сравнения показателей развития КС в контрольной и экспериментальной группах в начале и в конце эксперимента были проведен Тест №1[3].
Тест №1 направлен на контроль КС при выполнении целостных двигательных действий.
Цель теста: спортсмену необходимо, как можно быстрее пробежать заданные дистанции (Рис. 4, Рис. 5).
Объект тестирования: спортсмены экспериментальной и контрольной групп.
Средства: спортивная площадка, конусы, секундомер, тестовые упражнения.

  1. челночный бег 4 х 5 метров (Рис.4)
  2. бег на 20 метров вокруг площадки (Рис.5)

Процедура тестирования:

  1. Челночный бег 4х5 метров. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуе¬мый пробегает 5 м до другой черты, касается ее ногой, возвращается назад и еще раз делает тоже самое. Необходимо следить, чтобы спортсмен не снижал темп бега.
  2. Бег по кругу 20 метров. Упражнение выполняется после отдыха. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый с максимальной скоростью пробегает 20 метров вокруг площадки обозначенной конусами.

Результат: время челночного бега (4x5 м) с точностью до сотой доли секунды (Т1), время бега на 20 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды (условное обозначение — T2). Т2 является абсолютным показателем КС в циклических локомациях (беге). Относительный (латентный) показатель КС определяется по разности Т2—Т1. Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель КС.

Результаты тестирования КС групп при выполнении целостного движения

По результатам повторного тестирования было выявлено, что при использовании в учебно-тренировочном процессе координационной дорожки, среднеарифметические показатели Теста №1 спортсменов экспериментальной группы возросли.

В соответствии с вышеизложенными данными можно сделать следующие выводы:

Обоснование критериев выборки:
Так как предполагается, что распределение результатов относительного (латентного) показателя КС соответствует нормальному закону и выборки независимые, то для оценки достоверности различия результатов используем критерий Стьюдента для независимых результатов.

Статистический вывод: Так как критерий Стьюдента требует предварительной проверки данных применением F-критерия Фишера определяем следующие значения. Значение критерия Фишера F=0,400127 и Pvalue=0,39666 (экспериментально рассчитанной вероятности) свидетельствует о том, что между дисперсиями нет достоверных отличий Р 0,05. Следовательно, вариативность контрольной группы такая же, как и экспертной.
После этого делаем вывод на основании значений критерия Стьюдента. Так, как для рассчитанного значения уровня значимости равное 0,026 меньше 0,05, то различия результатов в Тесте №1 для экспериментальной и контрольной групп статистически достоверны на уровне 0,05, а значит новая методика развития КС подтвердила свою эффективность.

Выводы

  1. В ходе проделанной работы изучены методики направленные на развитие КС в айкидо и других видах борьбы.
  2. Разработана комплексная методика развития КС у детей 10—12 лет с использованием координационной дорожки и группы тестов. В методику были включены тесты для контроля развития КС и упражнения с использованием координационной дорожки.
  3. Экспериментально обоснованно, что координационная дорожка, которая использовалась в качестве дополнительного средства в учебно-тренировочном процессе, показала высокую эффективность при развитии КС детей. Полученные данные были подтверждены с помощью расчетов на достоверность различия результатов.

Практические рекомендации

На основании анализа всей совокупности результатов и выводов завершенного исследования можно привести комплекс практических рекомендаций, направленных на развитие КС:

Список литературы


  1. Донской, Д.Д. Биомеханика: Учебник для институтов физической культуры./ Д.Д. Донской, В.М. Зациорский — М.: Физкульту¬ра и спорт, 1979. — 264 с.
  2. Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа / А.Г. Карпеев. — Омск: СибГАФК, 1998. — 324 с.
  3. Лях, В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. 2000. — № 5. — С. 3—10.
  4. Лях, В.И. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7—9 лет / В.И. Лях, В.А. Соколкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. — С. 2—7.
  5. Сиодо, Г. Динамика Айкидо / Годзо Сиода — Пер. с англ. А. Куликов, Е. Гупало. — М.: ФАИР — ПРЕСС 2004 г. — 387 с.
  6. Сиодо, Г. Айкидо. Мастер-курс. Пер. с англ./ Г. Сиодо, Я. Сиода. — К.: «София», 2000. — 202 с.
  7. Ladder Training Manual: [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vsathletics.com/venue/LadderTrainingManual.pdf — Загл. с экрана. дата обращения 24.11.2014
  8. Marc O. Dagenais, Speed Agility Quickness Drills Ebook. Softball Peak Performance Coach/ Dagenais Marc O. — 154 Charlotte st., Suite C508 Montreal, Quebec, Canada, — 50 р.
  9. Nariyama, Tetsuro. Aikido randori./ T. Nariyama — Published by Shodokan/ First edition July 2010 — 301 р.
  10. Tomiki, Kenji. Budoron / K. Tomiki — Japanese Edition — 1991 — 230 р.



    1. Материал сайта Aikido.ru (http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.200)
      Автор: Irina, 17.02.2016 - 21:00:00