Интервью с шиханом Ульфом Эвенасом

Ульф Эвенас сенсей

Шихан Ульф Эвенас, 7-й Дан Айкидо Айкикай. При жизни Морихиро Сайто сенсея являлся его Официальным представителем в Европе

Вопрос: Как долго Вы занимаетесь айкидо?
Шихан: Я начал заниматься айкидо в 1968 году.

Вопрос: Вы когда-нибудь занимались другими видами боевых искусств?
Шихан: Да, я практиковал карате (Кёкушинкай) до занятий айкидо.

Вопрос: Почему Вы остановились именно на айкидо и многие годы остаетесь верны Такемусу?
Шихан: Я выбрал айкидо потому что мне нравится тренировочный процесс и философия. После встречи с Морихиро Сайто шиханом я обнаружил, что Такемусу Айки идеально подходит мне и моему менталитету. Для меня было большой честью то, что сенсей принял меня в ученики.

Вопрос: Чем для Вас является айкидо?
Шихан: Это мой способ жить. Айкидо обогатило мою жизнь. Айкидо, как учение вместе с моим внутренним я, сформировали меня таким человеком, какой я есть сегодня.

Вопрос: Можете ли Вы разделить свой Путь в айкидо на этапы? Если да, расскажите о них.
Шихан: Первоначально, я рассматривал айкидо с физической и технической стороны. Проверял работу айкидо в «реальных» ситуациях, я участвовал в «реальных» драках. Я много тренировался физически, чтобы стать сильным. Все это было очень связано именно с физической силой. Постепенно это заменялось пониманием «Ки», силой «кокью» и «авасе». Я постепенно понимал все больше и больше, что значит айкидо. Мой учитель, Морихиро Сайто сенсей, был моим образцом для подражания и наставником.

Вопрос: Как и почему Вы приняли решение преподавать айкидо?
Шихан: У меня не было выбора. Тогда было очень мало тренировок по айкидо, так что мне пришлось начинать обучать практически сразу после начала самостоятельных занятий. Позже Сайто сенсей назначил меня шиханом и своим личным представителем, и я начал международной обучение (преподавание).

Вопрос: Как отнеслась Ваша семья к Вашему решению посвятить свою жизнь айкидо? Кто-нибудь из ее членов разделяет Ваше увлечение?
Шихан: Я начал практиковать айкидо задолго до того, как обзавелся своей семьей (женился), таким образом это было абсолютно естественно для моей семьи. Все члены моей семьи практиковали айкидо: жена, три дочери и мой брат. Но никто из моей семьи, кроме меня, не практикует айкидо сегодня.

Без чистой техники невозможно развитие. Техники (методы) существуют не просто так, а чтобы помочь нам понять принципы айкидо. Без понимания принципов невозможно понять айкидо. Чем правильнее техника, тем быстрее она становится заточенным инструментом, чем острее инструмент, тем будет лучше результат.

Вопрос: Достигнув такого высокого уровня мастерства, каким образом Вы сами продолжаете учиться?
Шихан: Преданность айкидо и преданность своему Учителю. Я дал обещание Сайто сенсею на его смертном одре, что я буду продолжать его айкидо, айкидо О-сенсея, преподаваемое в Иваме и обучать ему без изменений. «До» в айкидо означает не только путь. Для меня оно имеет более глубокий смысл, который подразумевает, в том числе, следование пути айкидо Морихиро Сайто сенсея. Я был ближайшим учеником Морихиро Сайто сенсея на протяжении 29 лет и, на сегодняшний день, я практикую айкидо 47 лет. Я познал много различных аспектов за прошедшие годы тренировок: у меня остались воспоминания, записи, книги и другие источники. Я продолжаю приезжать в Иваму, чтобы консультироваться у старых учеников Основателя и Сайто сенсея, таких как Хироши Изояма шихан и Шигеми Инагаки шихан. Я обучал более чем на 700 семинарах и провел несколько тысяч тренировок в додзё. Каждую из перечисленных тренировок (в том числе на семинарах) я тщательно планировал. Это не только вопрос техники, но так же вопрос смысла того, что мы тренируем и роли каждой тренировки в системе. В своем кабинете я держу кен и дзё, чтобы иметь возможность несколько раз в день выполнять упражнения. Часто я хожу в тренажерный зал, чтобы поддерживать физическую форму.

Вопрос: В чем, на Ваш взгляд, заключается ваша основная задача в мире айкидо?
Шихан: Цель айкидо, как этого хотел О-сенсей, будет достигнута. Очень важно, чтобы айкидоки в современном мире изучали то, что было до них. С помощью правильных тренировок тренировали разум и тело, улучшали характер, чувство справедливости и становились честным и хорошими членами общества. Другими словами — занимались саморазвитием.

Вопрос: Как Вы познакомились с Сайто сенсеем?
Шихан: Впервые я встретил Морихиро Сайто сенсея в 1973 году, когда был впервые учидеши в Ивама додзё, куда я попал по представлению Такежи Томиты сенсея.

Вопрос: Помните ли Вы свое первое впечатление о сенсее? Каким оно было?
Шихан: Всё! Его айкидо, масштаб его личности, его техника, методы обучения, лидерские качества и внимание к студентам. Короче говоря, он был всем, что я искал. Я сразу понял, что он был ответом на мои вопросы относительно айкидо.

С Сайто сенсеемВопрос: Как долго Вы учились у Мастера?
Шихан: Я познакомился с Сайто сенсеем в 1973 году и стал его близким студентом до его ухода в 2002 году, то есть в течение 29 лет. Я все еще студент Морихиро Сайто сенсея!

Вопрос: Не мешал ли Вам языковой барьер?
Шихан: Не очень. Чаще всего рядом был кто-то, кто мог бы перевести и в Ивама, и на семинарах. Сайто сенсей повторял в классе одни и те же слова снова и снова так, как он учился у О-Сенсея, таким образом они «впечатались» в память студентов. Я все еще слышу их в своей голове. Он был очень понятен, когда показывал технику и следовать за ним было легко. Это традиционный путь — каждый студент должен взять на себя ответственность за приобретение им знаний. Когда Сайто сенсей хотел обсудить что-либо со мной лично, мы часто использовали переводчика.

Вопрос: Расскажите, как сенсей относился к учи деши?
Шихан: Сайто сенсей говорил: «Я люблю своих учи деши», и это действительно было так. Он заботился о нас, как будто мы были его детьми.

Вопрос: Насколько подробно Сайто сенсей объяснял студентам техники и философию айкидо?
Шихан: Касательно техник, он все объяснял очень подробно и так же глубоко разъяснял взаимосвязь между Кен, Дзё и Тай джитсу. Он был очень четок в своем обучении, он был педагогическим гением. Касательно философии это было не столь глубоко и подробно. Он рассказывал нам, что когда был молодым, то старшие ученики говорили ему изучать религию и философию, чтобы понимать айкидо. Сайто сенсей спросил О-сенсея, должен ли он это делать? И Основатель ответил: «Нет, я занимаюсь исследованием и если я обнаружу что-либо важное для айкидо я интегрирую это в айкидо. Ты должен практиковать айкидо, как я обучаю и ты должен это понимать». Сайто сенсей следовал этому наставлению и это сделало его одним из величайших мастеров айкидо всех времен и человеком, которым мы восхищаемся. Любое изменение формы, сразу перестает быть айкидо Сайто сенсея и результат будет отличаться от его намерений. Все, кто утверждает, что следует айкидо Морихиро Сайто шихана должны понимать это. Только тогда они смогут достичь прогресса в своем развитии.

Вопрос: Как Сайто сенсей повлиял на Ваше понимание айкидо?
Шихан: Все, что я знаю, все мое понимание айкидо — всему я учился у него. Морихиро Сайто шихан дал мне все, что я имею, и то, кем я стал в айкидо! Это моя судьба и моя обязанность передать то, что я изучил в неизменном виде поколениям после меня. Это, вместе с поиском более глубокого понимания, является движущей силой.

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, важна связь Учитель—Ученик? Что вы вкладываете в это понятие?
Шихан: Это должно быть близкое, открытое отношение. Я должен доверять своему учителю, и наоборот, даже если я не пойму что-то сейчас — придет время и я смогу понять его слова. Если я приму решение сделать что-то не так, как преподавал мой учитель, я не пойму его и, следовательно, не достигну цели.

Вопрос: Морихиро Сайто много путешествовал по миру, проводил семинары и тренировки в Ивама. Отличался ли подход Сайто сенсея к процессу обучения для японцев и жителей других стран?
Шихан: Все студенты в додзё или на семинарах видели и слышали одни и те же объяснения вне зависимости от того, были они японцами или нет.

Вопрос: Каким был Сайто сенсей в жизни?
Шихан: Он был простым человеком. Сайто сенсей был очень умным, но очень скромный в быту и общении с людьми. Он любил хорошую, но простую еду. У него прекрасное чувство юмора, он всегда любил розыгрыши. Иногда мне казалось, что он знает все, не только айкидо. Он умел готовить, а также мог долго рассказывать о чем угодно.

Вопрос: Возможно, Вы хотели бы еще что-то рассказать о Сайто сенсее?
Шихан: Сайто сенсей был очень щедрым человеком, он отдавал все, чему его научил О-сенсей. У него было большое и открытое сердце.

Шихан Ульф ЭвенасВопрос: Расскажите, что на Ваш взгляд, ищут люди, приходящие в залы, чего хотят добиться практикуя айкидо?
Шихан: Все по-разному. Я надеюсь, что истину айкидо и развитие своих человеческих качеств. Кто-то для самообороны, другие для физических упражнений, некоторые считают, что это медитация и так далее. Есть даже такие, кто практикует айкидо, потому что у них нет ничего лучшего.

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, важно сохранить чистоту техники айкидо?
Шихан: Без чистой техники невозможно развитие. Техники (методы) существуют не просто так, а чтобы помочь нам понять принципы айкидо. Без понимания принципов невозможно понять айкидо. Чем правильнее техника, тем быстрее она становится заточенным инструментом, чем острее инструмент, тем будет лучше результат.

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, важно изучение оружия в айкидо? Что Вам об этом говорил Сайто сенсей?
Шихан: Невозможно изучать Такемусу айкидо без оружия! Морихиро Сайто сенсей говорил, что Такемусу айкидо (Ивама айкидо) включает в себя кен, джо и тай джитсу и все эти части равно важны. Это называется «риай». Я придерживаюсь того же мнения, что и Сайто сенсей.

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, важна атеми ваза?
Шихан: Атеми — это упреждающий удар и очень важная часть техники. Задача атеми помешать и разбалансировать атакующего ментально, другими словами, нарушить его поток энергии. Иногда люди путают атеми и цки в карате. Вообще говоря, атеми может выполняться любой частью тела. Атеми включается в технику (является частью техники) как метод тренировки и выполнения.

Вопрос: Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный уке?
Шихан: С хорошей координацией, хорошим укеми, интуитивным пониманием того, как сливаться с наге (авасе).

Вопрос: Почему, на Ваш взгляд, в айкидо нет соревнований?
Шихан: Потому что это невозможно! Это противоречит словам О-сенсея, он писал: «Айкидо — это тренировка ума и тела. Его цель заключается в подготовке искренних людей». Он также писал «Масакацу Агацу», что означает «истинная победа — это победа над собой». В айкидо вы бросаете вызов самому себе и своим возможностям, и через тяжелую работу достигаете высокого уровня, как человек — личного (личностного) развития! Это и есть истинная победа. Цель айкидо — саморазвитие, а не соревнование с кем-то другим. Цель соревнования выиграть, победить врага — то есть, есть победивший и проигравший. В айкидо оба, уке и наге, победители. Как можно соревноваться в саморазвитии?
В айкидо у нас есть опасные техники и техники не эффективные для соревнований, но необходимые к выполнению. Можно ли включить буки ваза (техника с оружием) в соревнования? И так далее. Если все это исключить, то это сильно обеднит айкидо и цели айкидо не смогут быть достигнуты.

Вопрос: Вы проводите много выездных семинаров по всему миру. В чем Вы видите для себя главную задачу как тренера, проводящего семинар?
Шихан: Обучать правильному айкидо. В моем случае, сохранять и защищать айкидо, которое я изучал у Морихиро Сайто шихана. Я дал ему такое обещание перед его смертью.

Вопрос: Отличается ли Ваш подход к подготовке программы семинара в разных странах?
Шихан: Если я обучаю в стране, имеющий небольшой опыт айкидо Сайто сенсея, то программа обучения будет отличаться от обучения в странах, имеющих большой опыт практики айкидо Сайто сенсея. В другом случае все одинаково.

Вопрос: Как Вы можете оценить общую подготовку студентов в России?
Шихан: Россия имеет большой (многолетний) опыт в Такемусу айкидо, высокий уровень понимания, а также высокий уровень у лидеров Такемусу айкидо России, следовательно Россия в целом имеет высокий уровень. Занимающиеся в России очень увлечены и интересуются обучением посредством упорных тренировок. Я могу назвать свой опыт в России положительным. Я думаю, что у России большое будущее.

Вопрос: Вы посещаете чьи-нибудь семинары?
Шихан: Мой учитель умер! Иногда я участвую в тренировках Дошу и Инагаки сенсея.

Вопрос: Насколько необходим опыт полного погружения в обучение (семинары, лагеря, учи деши, сото деши) для новичков, и что дает посещение подобных мероприятий людям, уже имеющим даны и опыт в айкидо?
Шихан: Очень важно участвовать как можно больше и везде, где можете. Это позволяет ученикам развиваться быстрее.

Вопрос: Что бы Вы могли пожелать тем, кто только задумывается о том, чтобы начать практиковать айкидо?
Шихан: Найти хорошего учителя. Специализированные тренировки. Смирение.

Вопрос: Что бы Вы могли пожелать тем, кто уже практикует айкидо?
Шихан: Продолжать тренировки и верить в своего учителя. Он приведет вас к достижению цели.

Вопрос: Что бы Вы могли пожелать тем, кто уже сам начал преподавательскую деятельность?
Шихан: Доверяйте учению своего учителя. Учите основы (базу), практикуйте с учениками на их уровне, а не на своем. Никогда не хвастайтесь, это приводит к обучению ошибкам. Учите основы, тогда и вы и ваши ученики будут развиваться.
Интервью записано и переведено Олегом Якимовым.
Специально для сайта «Такемусу Айкидо России». Июль 2016 г.



Материал сайта Aikido.ru (http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.202)
Автор: Irina, 25.01.2017 - 21:00:00