Основные элементы Айкидо очень естественны, просты и доступны, в них нет каких-либо вычурных или искусственных действий в силу того, что это искусство основано на самых общих принципах устройства как человеческого тела, так и самой Природы.
Основные элементы Айкидо очень естественны, просты и доступны, в них нет каких-либо вычурных или искусственных действий в силу того, что это искусство основано на самых общих принципах устройства как человеческого тела, так и самой Природы.
Однако простота основных элемнтов не означает примитивности того, что получается при их соединении. Айкидо оперирует не просто телом, но тем потоком массы и энергии в пространстве и времени, который этим телом порождается и в котором оно участвует. Корректное физическое описание взаимодействия атакующего и защищающегося в Айкидо представляется весьма затруднительным, поскольку его невозможно свести к элементарному правилу рычага: требуется применение сложного математического аппарата из разделов физики, связанных с описанием потоков и вихревых движений (для Айкидо, как сферической системы, характерно направление потоков энергии по кругу), а именно, представлений гидро- и аэродинамики. Практика показывает, что легче научиться Айкидо, чем его описать.
Эффективных воинских искусств, использующих приемы воздействия на суставы рук, много, они известны с древних времен. Отличие Айкидо в том, что и эти, и другие приемы всегда используются как продолжение течения атаки, начатой нападающим. Этот центральный для Айкидо принцип объединения с атакой предполагает подход к атакующему не как к врагу, каков бы страшен он ни был, а как к долгожданному гостю, все желания которого хозяин стремится уловить в самом начале их проявления. Технически это означает не уход от атаки с последующим ответным нападением, но немедленное вхождение в ее поток, то есть совместное движение с атакующим на минимальной дистанции с целью развития и усугубления его устремлений. Тогда замах, выполненный нападающим, опрокидывает его назад, а развившийся удар приводит его вместо попадания в мишень к проваливанию в пустоту и потере равновесия. Такое основание не частных эпизодов поединка, но искусства схватки в целом, в любой ее фазе на искренней заботе о нападающем без стремления его убить или причинить ему повреждения - уникальное достижение Основателя Айкидо Морихея Уэсибы, в высшей степени нестандартное для мира воинских дисциплин. Понятно, что регулярная практика подобных упражнений в корне меняет психологию бойца, привыкающего не избегать контакта, но и не лезть на рожон, а стремиться к правильному (безопасному) взаимодействию с нападающим и контролю его движений.
Опытные стрелки говорят о необходимости добиваться как бы срастания пистолета с рукой, позволяющего наводить пистолет так же естественно, как и указательный палец. Особенно ценным этот навык считается в ситуации, когда надо стрелять навскидку, без предварительного прицеливания: "Пистолет - это продолжение твоей руки".
Именно такой подход к работе с оружием, основанный на принципах естественности движений и цельности оружия и тела, практикуется в Айкидо. Основными видами оружия, используемыми в Айкидо, являются изготавливаемые из твердого тяжелого дерева меч "бокен", палка (посох) "дзё" и нож (короткий меч) "танто" (одновременная работа двумя мечами, а также такой вид оружия, как байонет, то есть модель винтовки со штыком, встречаются реже). Мастера высших уровней используют стальные клинки. Длинное оружие (меч и посох) применяется не только при изучении приемов безоружного против вооруженного, но и для самостоятельных упражнений, а также в парных упажнениях двух вооруженных бойцов. Работа безоружного против вооруженного развивает психологическую устойчивость, чувство дистанции, точность движений. Самостоятельные упражнения с оружием не менее ценны: многократное повторение взмахов и ударов мечом, разнообразные движения с дзё, комбинируемые с перемещениями, не только укрепляют мышцы предплечий и приучают руки к плотному, но не закрепощенному хвату оружия (как и при стрельбе, указательный палец не должен быть зажат, плотность хвата обеспечивается мизинцем и безымянным пальцами), но и позволяют прорабатывать ощущение цельности с длинным и достаточно тяжелым оружием в динамике энергичных движений. Наконец, парные упражнения двух вооруженных партнеров дополнительно требуют сочетания энергии с тонкой чувствительностью, поскольку теперь взаимодействие осуществляется уже не через непосредственный телесный контакт, а опосредованно через контакт предметами, удерживаемыми в руках. Подобные упражнения позволяют добиться большей свободы, точности и твердости руки при управлении таким сравнительно небольшим предметом, как пистолет или револьвер.
Центральный для Айкидо принцип объединения с атакой предполагает подход к атакующему не как к врагу, каков бы страшен он ни был, а как к долгожданному гостю, все желания которого хозяин стремится уловить в самом начале их проявления.
Техника обезоруживания, используемая в Айкидо, имеет ряд особенностей. В Айкидо никогда не выбивают оружие из рук нападающего. Это связано как с чисто прикладным аспектом (выбитый предмет может быть поднят и использован другими нападающими), так и с уважением к оружию как к таковому, культивируемым в Айкидо наравне с уважением к силе нападающего: деревянный нож или меч, брошенный и прыгающий со стуком по полу тренировочного зала - это в высшей степени дурной тон, не говоря уже о полной недопустимости подобного обращения со стальным клинком.
Приемы обезоруживания практически подобны обычным броскам и удержаниям Айкидо, практикуемым с безоружным партнером. Дополнительным требованием является одновременный контроль и оружия, и удерживающей его руки. В результате проведения приема оружие должно быть аккуратно отобрано, а нападавший должен оказаться под контролем, но не ранен и не убит: последнее противоречило бы основной цели Айкидо, а именно, продемонстрировать нападающему бессмысленность его намерений, не причиняя ему вреда. Располагая многочисленными возможностями убить противника или нанести существенный вред его здоровью, Айкидо, тем не менее, стремится использовать способы убеждения, не нарушающие анатомическую целостность оппонента.
На сверхблизких дистанциях противник имеет возможность атаковать вооруженную руку с целью завладеть оружием или, по крайней мере, препятствовать выполнению прицельной стрельбы, вступив в телесный контакт. Айкидо словно создано для таких ситуаций, ибо работа с атаками, выполняемыми через разнообразные захваты рук, - это хлеб насущный для занимающихся этим искусством. Это имеет свое историческое объяснение: заблокировав руку воина, его лишали возможности выхватить оружие из ножен или эффективно применить уже обнаженный меч. С точки зрения Айкидо, рука сама по себе подобна клинку меча, а сжатое в ней оружие, как уже отмечалось, просто увеличивает ее длину. Технически приемы вооруженной и невооруженной рукой выполняются одинаково.
Рука, сжимающая рукоять пистолета, - это тоже вооруженная рука. Освободить вооруженную руку от захвата и применить оружие для контроля того же самого или другого нападающего - задача, решаемая в Айкидо тщательно и разнообразно.
По оценкам специалистов, второе условие успеха во время непосредственного огневого контакта, помимо меткости стрельбы, - это быстая смена позиций, позволяющая уйти с линии атаки и уменьшить площадь поражаемой мишени для противника. Впитавшее в себя достижения лучших фехтовальных школ Японии, Айкидо включает в себя в качестве важнейшего компонента то, что называется в фехтовании "защита движением". Именно засчет правильных перемещений с уходом с линии атаки удается реализовать принципиальные установки Айкидо на объединение с потоком атаки и одновременную работу с несколькими нападающими. Перемещения в Айкидо - это несложные в разучивании шаги и повороты, их можно пересчитать по пальцам. Гораздо больше времени уходит на то, чтобы сделать эти шаги привычным элементом совместных движений с атакующим, с сохранением равновесия тела, нацеленности на противника и контроля ситуации вокруг себя. Технически это соответствует низкому положению центра тяжести (согнутые в коленях ноги), сохранению треугольной стойки вполоборота "камае" и соблюдению правильной осанки (прямая спина). Выполнение этих условий позволяет также использовать тело одного нападающего для защиты от других.
Много внимания в Айкидо уделяют перемещениям и приемам в предельном положении, когда ноги согнуты настолько, что колени опираются на пол, - положение на коленях, сидя на пятках, традиционное для пребывания в японском доме. На определенном уровне и это нелюбимое европейцами положение используется для работы с несколькими нападающими в соответствии с известным принципом "тяжело в учении - легко в бою". Кроме того, выполнение многих приемов связано с переходом из обычной стойки на ногах в положение на коленях, который выполняется с одновременным вращением и уходом с линии атаки. Такое перемещение позволяет сократить высоту поражаемой мишени, практически не увеличивая ее ширину. Во всех случаях, приобретаемый в Айкидо навык устойчивых передвижений в нацеленной на противника узкой стойке с надежным упором стоящей сзади ногой может сослужить хорошую службу не только бойцу, вооруженному пистолетом, но и оснащенному более тяжелым оружием.
Обучение уходам с линии выстрела перекатами по полу является важным компонентом подготовки вооруженных бойцов, и в этом случае "архаичное" Айкидо может оказаться полезным.
Практика Айкидо предполагает не только работу с чужими атаками, но и выполнение на тренировке роли атакующего. Начав атаку и оказавшить "на приеме", атакующий также старается вести себя согласно принципам Айкидо: не противодействовать внешней силе, а объединяться с устремлениями энергии партнера. Поэтому если внешняя сила уже заставила вас потерять равновесие, следует использовать ее для восстановления устойчивости путем переката по полу в ту сторону, куда направляют ваше тело, снова встать на ноги (если вам позволят) и продолжить атаку. Для того, чтобы сделать подобный способ восстановления равновесия привычным и безопасным, в Айкидо в качестве подготовительных упражнений практикуются разнообразные перекаты, которые отличаются не только направлением (вперед, назад, в сторону), но и способом опоры на пол (с использованием двух рук, одной или вообще без их помощи). Таким образом, подобные перекаты позволяют не только уходить с линии атаки в нужном направлении, не выпуская оружие из рук, но и достать его из кобуры и изготовить к стрельбе. Кроме того, практикуется непрерывное выполнение разных типов перекатов, а также фиксирование различных конечных положений (стоя, сидя, лежа). Общей чертой всех этих перекатов является обеспечение максимальной безопасности для исполнителя: недопустимы никакие удары об пол головой, плечом, локтем, спиной, областью таза или ногами. Даже перекаты, в которых основная часть вращения выполняется в воздухе в фазе полета вдоль пола, при определенном навыке обеспечивают отсутствие каких-либо ушибов при приземлении не только на татами, но и на деревянном либо каменном полу или асфальте. Как показывает имеющийся опыт обучения Айкидо, новички, практиковавшиеся ранее в исполнении подобных перекатов на занятиях Самбо или Дзюдо, быстро понимают разницу между теми кувырками, которые им приходилось делать раньше, и тем, что от них требуется в зале Айкидо, и способны довольно быстро освоить эти новые для них способы восстановления равновесия.
Обучение уходам с линии выстрела перекатами по полу является важным компонентом подготовки вооруженных бойцов, и в этом случае "архаичное" Айкидо может оказаться полезным.