Ты помнишь, как всё начиналось?

Продолжение статьи. Часть 2

Олег НайдёнышевВ 1994 году я вынужден был переехать в Москву. После старинных питерских улиц, уютных скверов, дворцов, «кварталов Достоевского», где все было знакомым и родным, Москва навалилась на меня своими огромными (по питерским масштабам) зданиями, длиннющими расстояниями, агрессивным ритмом жизни. Как тяжело было ко всему этому привыкать! Я оказался один в чужом городе, без друзей, без связей, даже не зная элементарного расположения улиц. Совершенно случайно меня пригласили в Центр образования Натальи Нестеровой преподавать «рукопашку» (на курсах школы охраны). Заведовала всем этим Ирина Владимировна Каминская (ныне проректор университета Натальи Нестеровой), с которой до сих пор меня связывают теплые дружеские отношения. Именно с ее легкой руки я начал преподавать в Москве и айкидо.

В 1995 году у меня было уже около двадцати учеников и 16 гимнастических матов, на которых мы отрабатывали приемы. Университету стало невыгодно содержать нас. Я собрал из нескольких добровольцев инициативную группу, занял тысячу долларов на оплату аренды в с/к «Малахит», привез из Питера свой комплект татами, дал рекламу. Так появился клуб «Четыре ветра». Первоначальная идея создания клуба заключалась в том, чтобы совместить высокое качество занятий (приглашение зарубежных мастеров самого высокого уровня) с доступностью цены, и тут опять повезло. «Альфа-Эверест» (одно из ЧОП Ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа») заинтересовалось нашими тренировками и заключило со мной контракт на подготовку их бойцов. Таким образом, мы получили пусть небольшую, но весьма нужную финансовую подпитку для того, чтобы удерживать стоимость занятий на минимальном уровне.

За время существования клуба мы несколько раз ездили на семинары в Питер. Там попутно я устраивал для ребят разные экскурсии по дворцам и паркам. Помню феерический карнавал в стиле восемнадцатого века в Царскосельском парке (1995 год, фестиваль айкидо «Белые ночи-95»). Была прекрасная белая питерская ночь. В парке играло несколько оркестров, музыканты были одеты в костюмы екатерининской эпохи. Прогуливались кавалеры в камзолах, дамы в напудренных париках, вместе с участниками фольклорных ансамблей, пели и плясали гости и прохожие. Балерины танцевали на сцене, которую установили прямо на зеркальной глади дворцового пруда. Потом начался грандиозный фейерверк. Утром усталые, но довольные, мы вышли на татами.

...Однажды заразившись «бациллой театрального искусства», для нас жизнь без творчества стала совсем пресной. Поэтому сейчас мы тренируемся в спортивном зале Большого театра.

В 98-м в Москву, наконец, приехал мой нынешний учитель Нобуёши Тамура (помимо него, у нас в разное время проводили семинары сенсеи Ямада (8-й Дан Айкикай, Фудзита (8-й Дан, Генеральный секретарь Хомбу додзё), Сугано (8-й дан Айкикай), а также их старшие ученики - С. Бенедетти, У. Донован, П. Бакас. Конечно, мы стараемся воспринять все самое лучшее у наших гостей, но лаконичная, изящная и, в то же время, мощная техника Тамуры для нас остается идеалом.

Впервые учитель приехал в Россию на фестиваль «Белые ночи-92». В Пулковском аэропорту его встречала большая толпа поклонников Айкидо - Скрылёв, Киселёв, Рукавишников и еще куча народу. Сначала меня неприятно удивил колючий, настороженный взгляд, которым окинул нас Тамура. Потом оказалось, что сенсей проявляет недоверие и настороженность к незнакомым людям лишь как некую психологическую защиту. Когда мастер почувствовал вокруг дружелюбную обстановку, он превратился из настороженного, собранного, готового в любую минуту защититься самурая (Россия и в 1992 году оставалась для иностранцев «терра инкогнита») в добродушного, любящего пошутить, воспринимающего мир с почти детской непосредственностью и, как следствие, очень ранимого «дядюшку». Тамура стал общаться очень искренне и открыто. Я очень комфортно чувствовал себя на его тренировках. Как бы я ни уставал, какую бы нагрузку не испытывал, после тренировок Тамуры из зала я выходил полным энергии и бодрости.

Тамура сенсейПрипоминаю смешной эпизод, случившийся на одном из его семинаров в Москве. Ренат, один из студентов клуба, очень увлекался мистическими составляющими искусства айкидо. И, как говорится, «кто ищет, тот всегда найдет». Он где-то услышал или прочитал, что однажды, демонстрируя технику против нескольких нападавших, Основатель исчез из зала, где шла демонстрация, и появился на втором этаже Хомбу додзё. Ренат, ничтоже сумняшеся, спросил Тамуру, может ли это быть правдой, и видел ли мастер сам что-либо подобное. Тамура с хитрецой посмотрел на Рената и ответил, что самая большая проблема в этой легенде - отсутствие второго этажа в Хомбу, но он догадывается, откуда могла пойти такая молва. Когда Основатель был еще не в преклонных годах, физически он был необыкновенно силен и вспыльчив был, соответственно. Поэтому когда они (Тамура и другие ученики) издали замечали, что О-Сенсей не в духе и двигается в их направлении, они готовы были запрыгнуть на крышу, лишь бы не попасть под горячую и весьма тяжелую руку учителя... Этот эпизод очень показателен: очень часто биографии талантливых людей обрастают разными мифами, искажая личность самого человека. Настоящие Учителя относятся к себе с большой долей самоиронии, сдерживая, таким образом, крутящиеся вокруг них слухи и домыслы.

Невероятные события, без упоминания которых мой рассказ оказался бы неполным, произошли уже на рубеже нынешнего тысячелетия. Как-то раз мой друг и ученик Миша Панджавидзе (по профессии режиссер Большого театра) предложил поучаствовать в постановке оперы Джузеппе Верди «Набукко» в Большом... Задача была не только дерзкой, но и сильно осложнялась несколькими факторами. Во-первых, до премьеры оставалось всего три репетиции, во-вторых, батальные трюки необходимо было вмонтировать в уже готовые мизансцены. Само собой разумеется, пластика должна была сочетаться и с музыкой Верди, и с модерновой постановкой Михаила Федоровича Кислярова. Первая сцена боя должна была проходить на узких и шатких алюминиевых подмостках, высотой с двух-трехэтажный дом. Перила были такими, что артисты мимического ансамбля поначалу категорически отказывались туда залезать, не говоря уж о том, чтобы совершать какие-либо телодвижения, кроме рефлексорного хватания за эти самые перила...

Решая все эти творческие задачи, мы внесли свой вклад в новогоднее чудо, в котором каждый вечер на сцене Большого театра, в опере «Набукко» вживую исполнялись батальные трюки. Насколько я знаю, в мировой истории оперного театра такого еще не было. К сожалению, однажды заразившись «бациллой театрального искусства», для нас жизнь без творчества стала совсем пресной. Поэтому сейчас мы тренируемся в спортивном зале Большого театра.

Мой рассказ - лишь частные впечатления о том, как зарождалось в нашей стране прекрасное искусство боя под названием айкидо, ни в коей мере не претендующий на объективность. Мне просто захотелось поделиться своими личными впечатлениями, а не давать скучную историческую справку.

О.Ю. Найдёнышев
Председатель Столичной Федерации Айкидзюцу и Айкидо
Журнал «Гунфу» № 1, 2002



Материал сайта Aikido.ru (http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.93)
Автор: Irina, 10.12.2009 - 21:00:00