В последнее время все больше и больше ведется дискуссий — проводить соревнования в айкидо или не проводить. Звучит множество аргументов, подтверждающих или опровергающих целесообразность данного мероприятия. Некоторые сэнсэи категорически отказываются от участия в соревнованиях, наказывают своих последователей за участие в соревнованиях. Другие, наоборот, приветствуют и поощряют своих последователей. Хорошо это или плохо давайте попробуем разобраться.
Как утверждают некоторые ведущие сэнсэи и руководители множества федераций, союзов и прочих организаций, участие в соревнованиях позволит определить, кто в айкидо шарлатан, а кто мастер. Насколько техника айкидо «работает», что можно применить на улице. Позвольте не согласиться с этими аргументами.
Возникает вопрос почему? Начнем с самого простого. Соревновательная подготовка требует от потенциальных участников развитых кондиционных способностей; планомерной и целенаправленной подготовки спортсменов; соблюдения этапности подготовки; постоянного педагогического и медицинского контроля; систематических тренировок. Соревнованиям предшествует жесткий медицинский контроль и отбор.
Один же из принципов айкидо провозглашает, что любой желающий может заниматься этим видом боевых искусств, не зависимо от возраста и возможностей функциональных систем организма. И благодаря этому занимается довольно большое количество людей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Также в айкидо приходят бывшие спортсмены, которые уже все доказали всем и себе, на что они способны. Они имеют различные травмы опорно-двигательного аппарата, не позволяющие им участвовать в соревнованиях. И айкидо становится той отдушиной, которая позволяет им остаться в строю и сохранять свою физическую форму. Не стоит забывать занимающихся в возрасте, да и тех, кто просто хочет заниматься для себя, и ни кому ничего не доказывать.
Проблема айкидо состоит не в наличии или отсутствии соревнований, «озаренных» и «просветленных» шарлатанов. А в отсутствии должной системы подготовки, нерегулярности посещения занятий самими занимающимися, незнания инструкторами принципов теории и методики преподавания физической культуры, отсутствия единых, доступных методических пособий.
Как правило, инструктора, начинающие участвовать в соревнованиях, для достижения лучших результатов делают акцент на своих тренировках на определенный результат. А это приведет к неизбежному разделению занимающихся на группы, на тех, кто соревнуется и тех, кто просто так, ходит.. Соответственно им будет уделяться меньше времени, либо эти люди перепоручаются старшим ученикам — сэмпаям. Многие новички приходят в зал на конкретного инструктора, и когда сталкивается с другими инструкторами, проводящими тренировки, просто уходят. Это может привести к оттоку из рядов айкидок тех, кто не может соревноваться или не хочет. И это первый шаг, который ведет к снижению распространения айкидо, а не наоборот. Сместится акцент на изучение определенной техники, необходимой для успешного участия в соревнованиях. Менее травмоопасной, и не факт, что более эффективной в прикладном значении. Это, в свою очередь, приведет к вырождению техник: те из них, которые не используются, потихоньку исчезнут за ненадобностью. Это тоже может не лучшим образом отразиться на айкидо.
Конечно, соревнования в спорте — это неотъемлемая часть, то без чего спорт просто не существует. Спорт в узком смысле слова — это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:
наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции и т.п.;
унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;
регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами неантагонистических отношений между людьми.
В широком понимании спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод: спорт — это такой вид деятельности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения. (Крамшин Ю.Ф. 2003)
Айкидо — это все-таки не спорт. Потому что в айкидо нет стремления и задачи достижения наивысших показателей в скорости, силе, выносливости, нет системы рекордов. Отсутствует присущая спорту система подготовки спортсменов. И тренировки по своей сути ближе к занятиям физической культурой. Соответственно, включая соревновательный аспект, придется менять всю ныне существующую систему занятий.
Желание некоторых сэнсэев ввести соревнования продиктованы не желанием спасти айкидо от шарлатанов и вести борьбу за чистоту рядов. А, скорее всего, возможностью получения от спорткомитетов субсидий, которые дают возможность заработать денег, при этом прилагая минимум усилий.
Аргумент, говорящий о том, что соревнования позволят убрать из стройных рядов айкидок различного рода «озаренных» и «просветленных» вообще не выдерживает критики. Только потому, что как раз те, кто являются шарлатанами и не выйдут на татами соревноваться. Скорее всего, место, где их можно будет увидеть, это кресло организаторов этих соревнований. И самое главное, что система подготовки для соревнований позволит им успешно готовить «мастеров». Меньше надо будет говорить, техники можно «заточить» под соревнования. А если выступить организатором, подогнать правила судейства. Это гораздо проще, чем вести людей за собой, преподавая, не только техники, но и принципы, и философию, развивая личность. Следовательно, те, против кого эти соревнования направлены, будут в почете, уважении, и на самом высоком уровне.
Практика показывает, что до тех пор, пока есть люди готовые верить первому встречному в великую силу внутренней энергии, пронизывающей все живое и материальное, всегда найдутся те, кто будет об этом говорить. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть на попытки борьбы с различными сектами. И то, к чему это приводит.
Еще один аргумент в пользу проведения соревнований — это возможность выявить прикладной характер технического арсенала. Вряд ли соревнования позволят выявить это, хотя бы потому, что сами соревнования проводятся по определенным правилам. К техникам предъявлены определенные требования. Все подчинено безопасности участников. И это понятно: кому захочется заниматься судебными тяжбами в случае, если кто-нибудь из участников получит серьезную травму. А вот то место, где действительно необходимо показать прикладной аспект — улица — никаким правилам не подчиняется. Есть множество примеров, когда на улице погибали выдающиеся спортсмены, показывающие рекордные результаты, занимающие первые места на пьедесталах. При этом погибали они от рук наркоманов, хулиганов и им подобных.
Введение соревновательной практики не сможет решить этой проблемы. Да, в соревнованиях вырабатываются морально-волевые качества. Но и в тренировках они также вырабатываются. Наличие правил со временем у спортсмена вырабатывает определенные навыки: не наносить запрещенные удары, захваты и т.п. Психологическая готовность к форс-мажорным ситуациям, возможно. Хотя, можно включить умственную деятельность, проанализировать свои возможности и различные ситуации, и решить этот вопрос. Можно к тренировкам подходить не с точки зрения: «пойду, позанимаюсь, пообщаюсь». И все время тренировки работать только с тем партнером, с которым комфортно и который сам падает, еще до того, как на нем что-то сделают. Чаще менять партнеров, просить их немного сопротивляться, подчиняясь логике движений и действий, но только не мешая друг другу. Само айкидо может ответить против этого аргумента. Ведь айкидо — это не набор технических действий, а принцип взаимодействия людей с целью недопущения возникновения конфликта. Остается только уметь правильно применять этот принцип. Для этого необходимо воспитать понимание айкидо, закрепить умения в навыки.
Проблема айкидо состоит не в наличии или отсутствии соревнований, «озаренных» и «просветленных» шарлатанов. А в отсутствии должной системы подготовки, нерегулярности посещения занятий самими занимающимися, незнания инструкторами принципов теории и методики преподавания физической культуры, отсутствия единых, доступных методических пособий.
Проблему можно решить только с помощью соответствующей подготовки преподавательского состава. Ввести периодическую переаттестацию ведущих инструкторов. Необходимо навести порядок в системе экзаменов в айкидо. Ужесточить требования, перестать брать деньги за проведение тестов. Перестать развешивать черные пояса и превращать уровень мастерства в звания. Лишать инструкторов права преподавания, если он не соответствует требованиям и его техника несовершенна. И для этого вовсе не обязательно устраивать соревнования. А достаточно ввести систему контроля и подключать соответствующие органы охраны правопорядка, если замечены люди, ведущие занятия, не имеющие на это юридического права. Желание некоторых сэнсэев ввести соревнования продиктованы не желанием спасти айкидо от шарлатанов и вести борьбу за чистоту рядов. А, скорее всего, возможностью получения от спорткомитетов субсидий, которые дают возможность заработать денег, при этом прилагая минимум усилий.
Можно сослаться на требование спорткомитетов о том, что если айкидо получило аккредитацию как вид спорта, то необходимо наличие соревновательной деятельности. У айкидо есть показательные выступления. И введение единой программы для проведения этих показательных выступлений позволит решить эту проблему. Для этого необходимо просто собрать всех руководителей школ, клубов, федераций и выбрать из общего арсенала определенные техники, которые одинаковы во всех стилях айкидо Айкикай, Ёсинкан, Томики, Ки-айкидо.
Только тогда можно будет говорить о чистоте рядов, качестве мастеров. А до тех пор все это напоминает рекламу определенных школ и сэнсэев. Сказав, что те, кто участвует в соревнованиях — хорошие мастера, а кто не участвует — шарлатаны, скорее, усугубит нынешнее положение дел в айкидо. Дискриминация действующих инструкторов может привести к конфликтам и судебным разбирательствам, развалу организаций по причине выхода из них клубов и участников. Это, скорее, приведет к расколу в айкидо. И айкиком покатится в пропасть еще быстрее, сметая все на своем пути.
Пока представители Хонбу додзё и все представители айкидо во всем мире, а не только в сугубо прикладной России, не придут к единому мнению о необходимости введения соревновательной практики, обоснуют ее целесообразность и необходимость, до тех пор говорить о соревнованиях лучше не стоит. Олимпийские игры возродились тогда, когда Пьер де Кубертен, решительно отстаивая свою идею, на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г. добился принятия решения. На этом конгрессе присутствовало до 2000 человек. 79 делегатов из 13 стран. А не он один и его десяток последователей из одного города.
Необходимо больше работать над собой, а не превращать тренировку в болтовню с партнером о течении Ки.
Удачи на вашем пути.
Вице-Президент Центра Ёсинкан Айкидо С-Петербурга Алексей Михайлов