В данной статье автор не претендует на абсолютную истину, а только высказывает свое мнение на одну из проблем в развитии айкидо в России.
Наблюдая сдачу экзаменов на дан, показательные выступления даже обладателей высоких данов, нередко отмечаю нарушение принципов, которые называются базовыми и которые необходимо наработать до автоматизма (чтобы в дальнейшем не нарушать) еще до получения первого дана. С моей точки зрения на это есть две причины. Первая — это отсутствие методики преподавания айкидо. Вторая — это присваивание кю и, в дальнейшем, допуск к экзаменам на дан лиц, у которых нет наработки до автоматизма базовых принципов айкидо. В айкидо обозначены принципы, необходимость которых обязательна в каждом техническом действии. А именно:
Правильные стойки;
Дистанция;
Уход с линии атаки;
Способы передвижения;
Расположение рук перед центром;
Выведение из равновесия;
Использование силы и динамики движения противника;
Атеми.
А теперь давайте посмотрим на выполнение техники даже у черных поясов. Покажите мне хоть одного айкидоку, включая меня, который при достаточно высокой скорости, при свободной работе, покажет технические действия с безупречным выполнением всех этих принципов. У инструкторов есть преимущество при объяснении техники. Они могут это делать медленно, заостряя свое внимание на правильном исполнении базовых принципов, что дает возможность избегать ошибок. Но те же инструктора должны последовательно добиваться у своих учеников при исполнении техники соблюдения всех этих принципов до автоматизма, когда по-другому тело исполнить эту технику (с нарушением основных принципов) не может. Этот автоматизм хорошо виден в соревновательных видах борьбы. Анализируя и имея возможность наблюдать тренировки во многих клубах, я вижу, что прогресс и качество подготовки занимающихся в этих клубах не достигают желаемого по причине отсутствия единых требований и методики подготовки. Так, зачастую недостаточно времени уделяют перечисленным выше требованиям, некоторые из этих требований даже не озвучиваются, не говоря уже об отсутствии постоянного контроля в период отработки технических действий. Кратко рассмотрим увиденные мною недоработки.
Страховки
Очень часто страховки (укеми) начинают изучать с простых кувырков с колен, в дальнейшем обостряя внимание на прижатии головы к плечу и правильном положении ног в конце кувырка. В тоже время, даже в интернете есть много видео подготовительных упражнений для растяжки, гибкости и понимания переката при страховке. Это замечание я отношу к тем инструкторам, которые не используют эти упражнения при разминке. Обязательное введение этих упражнений в определенной последовательности на разминке ускорит понимание и освоение материала. Если описать последовательность всех этих упражнений в необходимой последовательности, то это будет методика подготовки и освоения страховки.
Стойки
Зачастую показ стойки происходит при обучении передвижению с поворотом (тенкай, тенкан, ириме тенкан). Встали в стойку, показали положение ног и начали передвижения… и всё. Но стойки бывают высокие, средние и низкие, в зависимости от роста противника, быстроты передвижения и необходимости «крепкости» стойки. Правильность и «крепкость» стоек можно нарабатывать различными упражнениями. Как пример, самое простое упражнение для отработки принятия правильной и «крепкой» стойки: при беге во время разминки, по хлопку инструктора занимающиеся обязаны прекратив бег, мгновенно встать в стойку. Если нет этих навыков, то занимающийся выполняет это задание с опозданием и инерция не дает ему встать в «крепкую» стойку. Это часто мы видим на экзамене при свободной работе против нескольких противников, когда сдающий теряет равновесие, вплоть до падения. Это упражнение я привел как одно из многих, которые может дать инструктор, если он будет подходить творчески к процессу тренировки.
Дистанция
Одно из уникальных преимуществ айкидо перед другими видами единоборств — это дистанция. К сожалению, многие из инструкторов и занимающихся не понимают этого преимущества. Так в чем же эта уникальность и преимущество? Классическая дистанция при отработке приемов, когда противники стоят на таком расстоянии, что могут достать руки друг друга, но не могут коснуться тела. Если гипотетически предположить, что занимающийся научился в любой ситуации сохранять это расстояние, то он становится недосягаемым для ударов противника по корпусу и голове. Единственное, что сможет противник — это захватить руку. Но работу против захватов как раз и изучает айкидо, что не изучается в других единоборствах. Конечно, очень трудно сохранять данную дистанцию во всех ситуациях боя, но постоянное изучение сохранения этой дистанции во время движения на тренировках дает возможность получить весомые преимущества для поединка. К сожалению, я ни разу не видел на занятиях работы в этом направлении, притом есть много возможностей разнообразить изучение этого раздела различными дополнительными упражнениями.
Уход с линии атаки
Я вижу объяснение этого принципа на занятиях. Но я ни разу, за исключением немногих поистине больших мастеров, не видел применение этого принципа в динамике на экзамене и в свободной работе. Я иногда вижу его соблюдение на показательных выступлениях, когда атака заранее обусловлена. И что самое удивительное, при показе приемов при захватах, как правило, идет уход с линии атаки с помощью тенкан или ириме тенкан, но почти никогда отходом в сторону. Опять же, мое мнение, что недостаточно обостряется внимание на отработку этого принципа на тренировках до той степени, чтобы невозможно было провести прием без соблюдения этого движения. Притом, при разных атаках должен быть разный уход с линии атаки. А отработанный до автоматизма этот принцип заставит атакуемого на любое движение противника уходить с линии атаки. Нет смысла говорить о том, что соблюдение этого принципа существенно поможет обезопасить атакуемого.
Способы передвижения
Правильные передвижения необходимы при проведении технических действий как при нападении в динамике, так и при захватах без движения, просто в стойке. Сохранение равновесия и «крепкой» стойки — обязательное условие при передвижении. Но для правильного исполнения движения необходимы не только правильное исполнение движения ногами, но и понимание анатомии человека, — в каком положении его руки сильные, а в каком положении слабые. Это понимание дает возможность при любой атаке, прежде чем проводить какое-либо техническое действие, свои руки делать сильными, а руки противника слабыми. Также необходимо понимание биомеханики своего движения, чтобы использовать так называемую работу своего центра.
Методика дает возможность каждому тренеру не «изобретать велосипед», а основываясь на опыте и научной обоснованности проводить свою работу. И это ни в коем случае не лишает тренера инициативы в новых методах подготовки. Наоборот, при положительном результате новые наработки будут только дополнять методику преподавания.
Три года подряд на фестивале «Торнадо» я показывал и объяснял исполнение тай но хэнко, при том условии, что противник держит Вас что есть силы и старается препятствовать Вашему исполнению. Три предыдущих года никто не мог сделать это упражнение при моем захвате, хотя я легко его делал на моих противниках. Всё айкидо моих противников, все их попытки провести какой-либо прием заканчивались при моем сильном захвате. И это с учетом того, что каждый год я подробно объяснял это движение при силовом захвате. В этом году несколько человек смогли меня порадовать тем, что никакие мои усилия по сдерживанию их исполнения не привели к успеху. Но их было всего несколько человек. А как относиться к черным поясам, с большими данами, которые не могли исполнить этого начального в обучении упражнения? Именно поэтому я считаю необходимым, чтобы на экзаменах на КЮ приемы исполнялись с полным, конечно оговоренным, сопротивлением уке.
Именно тогда инструкторам, которые не смогут проводить эти приемы на своих учениках при крепком захвате, придется действительно обучаться не только внешнему исполнению приемов, а и сути этой великолепной техники. Именно тогда дошедшие в своей технике до сдачи экзамена на Дан, будут уметь не только изображать приемы, но и, понимая принципы их исполнения, показывать реальную технику. Именно тогда мы не будем краснеть за сдающих на черные пояса наших учеников перед нашими японскими учителями. Притом, зная эти принципы, применяя их в каждой тренировке, можно побеждать намного более сильного противника, что и декларирует айкидо.
И еще один пример. На YouTube был размещен маленький кусочек из последнего моего мастер класса на «Торнадо».[1] В комментариях кто-то написал, что не понимает, зачем я показываю технику, «которую и так каждый практикующий айкидо знает». Но знать — это еще не значит правильно выполнить. Выше я написал про это, что эту простую технику при крепком захвате в прошлом году смогли выполнить всего несколько человек. Я понимаю, что на видео не видно какой идет захват, с какой силой. Это же касается и вывода из равновесия перед броском, без чего выполнить бросок невозможно. И это еще один пример того, что изучить айкидо по учебникам или видео невозможно.
Расположение рук перед центром
Принцип расположения рук перед центром был взят из тренировок с мечом. При правильном захвате меча и работе с ним двумя руками, руки располагаются перед центром. Есть много упражнений доказывающих, что в этом положении руки наиболее сильные. При работе одной рукой этот принцип остается неизменным. Более того, инструктор должен показать и объяснить положение руки, получившей название рука-меч (те-гатана). Можно наблюдать, как при исполнении технических действий, даже черные пояса нарушают этот принцип. Также, при проведении некоторых приемов (например, шихо наге) забывают принцип рука-меч, занося руки над головой назад. В этом случае атакующему не составит труда опрокинуть назад проводящего прием.
Выведение из равновесия
Невозможно провести бросок без отрыва противника от земли или не выведя его из равновесия. Противник упадет, когда проекция его центра тяжести будет выведена за площадь опоры. В этом случае (без отрыва противника от земли) противник сможет восстановить свое равновесие (прекратить падение), например, отшагиванием, т.е. возвращая проекцию центра тяжести в площадь опоры. Как правило, бросок без отрыва и проводится выведением из равновесия противника с дальнейшим препятствованием восстановления равновесия. Исходя из вышеизложенного понятно, насколько важно уметь вывести противника из равновесия и не дать ему его восстановить. Этот принцип декларируется и в айкидо. Но если в других видах борьбы существуют методики отработки этого принципа и большое количество вспомогательных упражнений, то в айкидо я этой методики не встречал. Справедливости ради могу сказать, что существуют выводы из равновесия для различных приемов, которые демонстрируют при исполнении большие мастера, но это разрозненные движения, не объединенные в единую методику их наработки в процессе тренировки. Поэтому эти выводы из равновесия применяются только в отработке приемов, при этом не используются ни тренажеры, ни специальные упражнения, чего для полноценного результата недостаточно.
Использование силы и динамики движения противника
Динамику движения противника пытаются использовать при проведении приемов. Почему пытаются? Это наглядно видно опять же при свободной работе против нескольких противников. Первое, что необходимо, чтобы полноценно использовать движение противника — это научиться вписываться в его движение. Второе, это получение захвата, с целью дальнейшего продолжения и изменения этого движения. Отработку этих двух элементов необходимо объединять для единого движения. Продолжать в этот момент отработку приема нецелесообразно. У занимающихся основное желание будет в исполнении самого приема, а не первых двух движений. Это неминуемо снижает результат прогресса. Не смотря на то, что в айкидо декларируется полное и непрерывное движение от начала и до конца, в данном случае, исходя из опыта других единоборств, необходимо первые два движения отрабатывать отдельно. Можно, как это делается в других видах борьбы, при каждом десятом повторении исполнять прием полностью. Нет смысла говорить о том, что атака должна быть со скоростью, достаточной для исполнения этих двух движений и по мере прогресса увеличиваться до максимальной. Что же касается использования силы противника, то, к сожалению, я ни разу не встречал исполнения этого принципа и разумных объяснений, разве только у шиханов. Если при захвате противник использует силу для тяги или толчка в определенном направлении, то ее использование возможно только в этом направлении. При смене направления движения противником, использование его силы будет в новом направлении движения. Другое дело, если Вы провоцируете противника своей силой в определенном направлении. Тогда направление сопротивления противника будет Вами заранее запрограммировано и его можно использовать, прибавляя к ней Вашу силу. Этот же принцип можно использовать при комбинации приемов, когда сопротивляясь от Вашего первого приема, он помогает своим сопротивлением провести второй прием.
Атеми
Для проведения приема в реальной обстановке необходима его отработка при реальной атаке. Вроде всем инструкторам это понятно. Понятно и то, что для этого необходимо на тренировках уделять время для отработки атаки не меньше, чем отражению атаки. И если инструктор не обладает знаниями по преподаванию правильной реальной атаки, то он должен приглашать на тренировку специалистов в этой области. Атеми — это отвлекающие и расслабляющие нападающего удары. Зачастую, при исполнении атеми, проводящие прием прекращают непрерывность движения, что является грубейшим нарушением техники, и делают проведение приема невозможным. Но самое главное, многие инструктора не знают, что в айкидо атеми в основном используются как провокационное действие для запрограммированной обороны, т.е. проведения приема. И самое возмутительное, что мне не могли этого объяснить инструктора, которые посещали семинары сенсея Томуры и сенсея Ямады, которые много раз показывали и объясняли этот принцип. Простыми словами его можно объяснить так. Вы не знаете, каким образом будет Вас атаковать противник. Притом, при атаке он может изменить направление движения, или продолжить атаку другим движением. Если же Вы первым нанесете атеми, то таким образом запрограммируете его защиту. Вариантов защиты не так много и их можно просчитать для дальнейшего исполнения техники айкидо.
Наконец, мы дошли до самого изучения приемов
Этот раздел подразумевает последовательность приемов, когда техника последующего приема включает в себя движение или принцип предыдущего приема. В этом случае изучение каждого последующего приема закрепляет технику предыдущего приема. Естественно, что для этого, как и в других единоборствах, необходимо разбить всю технику айкидо на группы приемов, с одинаковыми принципами физиомоторики движения. Практикующие айкидо различаются по своим физико-биологическим параметрам. Также, занимающиеся отличаются по гендерному, возрастному, уровню подготовки и другим признакам. Естественно, что для каждой категории необходим свой подход, свои нагрузки. Если на первом этапе эти различия не существенны, то при подготовке спортсменов высокого уровня необходим индивидуальный подход в наработке техники. В соревновательных видах единоборств есть такое понятие, как рабочий прием. Это прием, который наиболее подходит для данного спортсмена, исходя из его физико-биологических параметров, а также функциональных данных. На отработку этого приема тратится наибольшее количество времени. Он подготавливается (обвязывается) различными техническими действиями и приемами. Рассматривается его проведение из различных положений и атак противника. Иногда бывает два, а то и три рабочих приема. Но рабочие приемы ни в коем случае не убирают знание и наработку всех остальных приемов.
Я обозначил лишь некоторые замечания по исполнению базовых принципов айкидо только для того, чтобы показать, что их можно было бы избежать при существовании строгой обязательной последовательности преподавания айкидо. А это и есть методика преподавания айкидо. Проще говоря, методика — это способы подготовки спортсмена высокого уровня из новичка, с учетом государственных стандартов и требований. Как правило, методика разделена на несколько этапов подготовки, каждый из которых имеет свои задачи и способы их реализации.
Суть любой методики — это обучение от простого к сложному, с учетом уровня подготовки, для выполнения поставленных задач. Во многих видах есть четкая последовательность преподавания приемов и вспомогательных упражнений с раскадровкой их по времени. Эта последовательность (методика) дает возможность каждому тренеру не «изобретать велосипед», а основываясь на опыте и научной обоснованности проводить свою работу. И это ни в коем случае не лишает тренера инициативы в новых методах подготовки. Наоборот, при положительном результате новые наработки будут только дополнять методику преподавания. С другой стороны, при ошибках в технике исполнения можно будет довольно просто увидеть, какой из разделов в подготовке ученика был упущен.
Задача по созданию методики преподавания айкидо рассматривалась на Президиуме НСАР, по этому вопросу было принято положительное решение. Уже есть определенные наработки. Есть отдельные энтузиасты, которые работают в этом направлении. И именно поэтому я решил поделиться своим мнением — что в обязательном порядке должно войти в эту методику.