Жак Пайе

Фотография Жака Пайе
Центр Айкидо Ёсинкан проводит уже третий семинар с сэнсэем Жаком Пайе. В этот раз мы решили попросить сенсея об интервью. На что он, конечно же, согласился. Наши делегаты Алексей Михайлов («ЮкимураКан», С.-Петербург) вместе с Александром Кальмановым («Кинагарэ», Москва) подготовили ряд вопросов, которые очень интересовали наших коллег по цеху. И в первый день семинара пообщались с сэнсэем.

Здравствуйте, Сэнсэй, мы рады видеть Вас снова в С.-Петербурге. Многих, кто сейчас практикует айкидо Ёсинкан в России, было бы очень интересно, услышать интервью человека, который был учи-деши сэнсэя Годзо Сиода и учился в Хонбу додзё (Honbu dojo) в течение многих лет. Поэтому мы хотели бы попросить Вас о интервью.

Вопрос: Нам известно, что в 1980 году вы приехали в Японию, чтобы тренироваться у Годзо Сиода сэнсэя. Кто из сэнсэев проводил обучение в Хонбу додзё в то время?

Ж. Пайе сэнсэй: Да, я прибыл в Японию в начале 1980 года. В то время главным инструктором Хонбу додзё являлся Такено сенсей (Takeno). Сиода сэнсэй приходил каждый день и проводил один или два общих класса в неделю, и еще он проводил специальный класс для черных поясов. Обычно Сиода сэнсэй ежедневно назначал инструкторов проводящих классы, он говорил: «Такено, сегодня вы учите, или сегодня Чида (Chida) вы учите, или сегодня ведут класс Сакурай (Sakurai)или Накано (Nakano)». Сиода сэнсэй в основном смотрел за обучением и иногда высказывал свои замечания.

Вопрос: Обучали ли студентов на общих классах сэнсэи Иноуэ (Inoue) и Кушида (Kushida)?

Ж. Пайе сэнсэй: Сэнсэй покинул Хонбу додзё очень давно. Может быть, в начале 1970-го. Иноуэ сэнсэй был направлен в качестве инструктора на полный рабочий день в полицию для обучения полицейских. Он преподавал в Полицейской академии, так что он приезжал в Хонбу додзё только для проведения классификации.

Вопрос: Как учи деши Вы прошли обучение на специальных курсах Senshusei?

Ж. Пайе сэнсэй: Да проходил. Потому что будучи учи-деши вы должны были обучаться вместе с полицией. В то время в Хонбу додзё молодые учи-деши тренировались вместо сотрудников полиции, если из полицейских кого-то не хватало, или кто-то из них получил травму. Тогда учи-деши принимали участие в этом курсе. Мы могли тренироваться с полицией два или три раза в неделю в течение трех лет. И четыре часа в день, пять дней в неделю в течение одного года.

Вопрос: Не будет ли ошибкой, если сказать, что, в то время, специальные курсы Senshusei были только для полиции?

Ж. Пайе сэнсэй: Да. Действительно эти курсы были только для полиции. Это специальный отряд полиции известный как Kidotai.

Вопрос: Сэнсэй, скажите, в чем различия между обучением на специальных курсах Senshusei и обучением в общих группах в Хонбу додзё?

Ж. Пайе сэнсэй: Различия есть, потому что полицейские должны тренироваться ... У них нет выбора. Это их работа. Поэтому на тренировках они не могут сказать «Нет», они обязаны, подчинятся сэнсэю, если дается команда, они должны сказать «Осу» и выполнять задание. В обычных классах обучение более свободное.

Вопрос: Для того, чтобы работать в Kidotai претенденты должны пройти интенсивное обучение течение года в боевых искусствах, таких как каратэ, дзюдо, кендо и айкидо?

Ж. Пайе сэнсэй: Они выбирают добровольно. Чтобы претендент мог работать полицейским, он должен обязательно иметь черный пояс в любом из боевых искусств: дзюдо, кендо, карате или айкидо. Но если они хотят работать в специальном отряде полиции Kidotai, они должны пройти специальные курсы Senshusei.

Вопрос: Получается, что не обязательно проходить специальный курс айкидо? Это может быть также каратэ, дзюдо, кендо?

Ж. Пайе сэнсэй: Да, они могут пойти изучать любой вид боевых искусств. Интенсивный годовой специальный курс Senshusei есть только в Хонбу додзё Ёсинкан айкидо.

Вопрос: Сколько кандидатов в Kidotai выбирают специальные курсы Senshusei?

Фотография Жака Пайе

Ж. Пайе сэнсэй: На курсы принимаются только десять кандидатов из Kidotai каждый год. Оценивается их успеваемость, дисциплина и отношение, и так далее. Если их будет слишком много, они не смогут получить хорошего обучения.

Вопрос: В чем состоит основная цель этих курсов подготовка инструкторов, чтобы обучать полицию, или обучение навыкам рукопашного боя?

Ж. Пайе сэнсэй: Наиболее важными для полиции, является цель иметь сильный дух, жесткую дисциплину. Важны и навыки в айкидо Ёсинкан. Полицейским иногда приходится производить аресты и при этом они не имеют права причинять вред задержанным, имея навыки айкидо, они смогут делать это без боли. Но наиболее важным является, дисциплина и сильный дух.

Вопрос: Расскажите о курсах Kenshusei в Муген Дзюку додзё (The Mugen Juku Dojo). Сколько людей приезжает к вам для прохождения этих курсов в настоящее время? Ваши курсы такие же интенсивные, как и в Хонбу додзё Senshusei?

Ж. Пайе сэнсэй: Это новая программа. Сейчас у нас есть максимум восемь студентов. Я попытался совместить два различных направления подготовки: подготовить сильного духом инструктора как в Senshusei и добавить к этому мое личное понимание айкидо Ёсинкан, с моим личным опытом. Таким образом, пройдя наш курс Kenshusei, через год студенты лучше понимают равновесие, баланс, развивают чюсин рёку и сючин рёку, тайминг — важные принципы айкидо Ёсинкан. Спустя год они могут начать самостоятельно работать инструкторами.

Вопрос: Расскажите о тех, кто проходят ваш курс Kenshusei в Муген Дзюку додзё. Откуда они и какова их профессия?

Ж. Пайе сэнсэй: Они молоды. Как правило, их опыт в айкидо Ёсинкан один или два года, они очень мотивированы. Они только что окончили колледж или только начинают работать, еще не женаты. Большинство из Европы, Канады. Есть также из Японии.

Вопрос: Существуют ли Senshusei курсы в Хонбу додзё сегодня?

Ж. Пайе сэнсэй: Да, конечно.

Вопрос: Насколько мы знаем, в 1985 году, вы вернулись во Францию. Вы собирались открыть там собственное додзё?

Ж. Пайе сэнсэй: Когда я вернулся во Францию я пытался открыть собственное додзё, но ситуация во Франции очень сложная. Во Франции открыть Ёсинкан додзё очень трудно. Во Франции необходимо специальное разрешение и лицензии. Японские инструкторские и Дан- сертификаты там не действительны. Я не долго проработал во Франции. Потом меня пригласили преподавать в Англии, я согласился и стал техническим директором Ёсинкан айкидо по Англии. Я преподавал в Англии в течение двух лет.

Вопрос: Мы знаем, что вы вернулись обратно в Японию, что бы продолжить обучение в Ёсинкан айкидо. Что заставило вас вернуться в Японию и стать учи-деши Сиода сэнсэя во второй раз?

Фотография Жака Пайе

Ж. Пайе сэнсэй: Во время моей работы в Англии, я был не очень доволен своим айкидо, потому что я посещал своих друзей из других единоборств и пробовал техники айкидо Ёсинкан. Я не мог выполнять техники без излишней силы, меня это не устраивало. В 1988 году я поехал в Германию для участия в семинаре Годзо Сиода сэнсэя, в течение этого семинара я провел с Сэнсэем неделю. Я сказал ему, что я упорно тренировался в Японии в течение пяти лет, но техники не работают, и я не очень доволен, и я хотел бы вернуться в Японию и стать учи-деши снова, что бы продолжить обучение.

Вопрос: Удалось ли вам приобрести навыки рукопашного боя, которых у вас не было во время вашего пребывания во Франции?

Ж. Пайе сэнсэй: Я бы не сказал, рукопашный бой. Я получил лучшее понимание принципов айкидо. Я потому, что я был близок с Сиода сэнсэем, и смог более подробно изучать Ёсинкан айкидо, это помогло лучше изучить принципы айкидо Ёсинкан.

Вопрос: Вы принимали участие в боях и спаррингах после второго периода обучения?

Ж. Пайе сэнсэй: Нет.

Вопрос: В России много людей, которые занимаются различными видами боевых искусств. Часто можно услышать, что айкидо является совершенно неэффективным в борьбе. Техники айкидо очень сложны, не эффективны и во многом зависят от доброй воли уке. Каково ваше мнение?

Ж. Пайе сэнсэй: Я думаю, что если люди хотят научиться просто драться, они должны изучать что-то еще. Есть много различных боевых искусств, более эффективных, чем айкидо. Лично я тренировался в дзю дзютсу и каратэ. Я думаю, айкидо не подходит для боевых действий.

Вопрос: Нам известно, что в начале айкидо привлекло в основном людей из дзюдо, техника Морихэй Уэсиба сэнсэя и его последователей в старые времена считалась гораздо более эффективна, чем другие методы борьбы. Однако теперь мы видим, что те, кто используют дзюдо, самбо и бразильское джиу-джитсу, часто выигрывают бои MMA. И есть только один Рик Эллис (Rick Ellis), который частично использует айкидо в ММА. Сейчас почему-то айкидо считается не подходящим для спаррингов с боксом, дзюдо и т.д. Что является причиной этого, ведь в начале ситуация была противоположной?

Ж. Пайе сэнсэй: Я думаю, это произошло потому, что люди утратили понимание айкидо. Айкидо было создано для разработки чусин рёку, сючин рёку, баланса и использования центральной линии, понять и развить эти принципы очень трудно. И все просто использовали силу.

Вопрос: Таким образом, насколько я понимаю, айкидо является не борьбой и должно восприниматься как способ саморазвития. Разве тогда правильно говорить что, это боевое искусство? Может быть, лучше сказать, что айкидо — это вид фитнеса или оздоровительных упражнений, как йога?

Ж. Пайе сэнсэй: Нет, это не фитнес. Айкидо — это не соревнования, в нем нет конкуренции, победителей или проигравших, однако, айкидо — это боевое искусство. Это означает, что вы всегда должны иметь очень сильный дух. Вы должны быть готовы умереть, защищая себя. В этом смысле айкидо очень даже боевое.
Вы должны помнить самое главное, что айкидо является традиционным японским боевым искусством. На западе все по-другому, боевые искусства означают борьбу, единоборства. Вы боретесь, и либо есть победитель, либо проигравший. Вы тренируетесь, чтобы стать сильными, чтобы быть более сильным в технике. В Японии все иначе. В Японии есть искусство стрельбы из лука Кюдо (Kyudo, путь лука). В западном мире, вы сосредоточены на цели и для вас важно попасть, в Японии все по-другому. Это не является основной задачей, главное — это сосредоточение на самом процессе стрельбы. Важна подготовка, выход, то как вы вкладываете стрелу, целитесь. Вы должны сосредоточиться на чистоте, на вашем духе, балансе, хорошей осанке, потому что это влияет на технику. В айкидо то же самое. Вы не тренируетесь, чтобы победить вашего партнера, чтобы показать, что вы сильнее или можете причинить ему боль, или достичь только физических результатов. Вы делаете техники и упражнения, чтобы научится контролировать себя и преодолеть свои собственные ограничения и ваш партнер помогает вам достичь этого.

Вопрос: Насколько я понимаю, это психологический момент. Айкидо — это путь саморазвития, вы должны достичь чистого разума, способности сосредоточиться на вашей внутренней энергии, развить хороший баланс?

Фотография Жака Пайе

Ж. Пайе сэнсэй: Да, а также ваше эго. Победа над вашим эго. Но одним из самых важных моментов ... Как сказать? Различаются значения боевое искусство и будо. Будо — это не боевое искусство. Айкидо — это Будо. Будо означает прекращение борьбы. Способ остановить бой. Не бороться, готовность сражаться до конца. Это акцент на внутреннее обучение. А на Западе Будо, все переводят как боевое искусство или единоборства, то есть эти понятия смешали в одно. На самом деле в Японии это разные понятия, направленные на развитие разных качеств. Будо, это очень серьезно. Это не просветление в Дзен или что-то вроде спорта.

Вопрос: Да, мы смешиваем зеленое и деревянное.

Ж. Пайе сэнсэй: Точно! Это так.

Вопрос: Хорошо. Например, человек, который освоил в айкидо Ёсинкан или Айкикай, не имеет значения, кто уже достиг чистого разума. Если он начнет практиковать, например, бокс или карате, его техники будут более мощными. После айкидо такой человек, который заинтересован в самообороне, сможет достичь гораздо лучших результатов, потому что его ум будет подготовлен для этого?

Ж. Пайе сэнсэй: Да, если ум будет подготовлен. А также принципы айкидо могут быть легко использованы в любых других видах. Когда я был в США, я знал многих учителей айкидо, которые изменили свое айкидо. Они используют айкидо, для боевых действий. Мой друг работает в полиции, и когда он делает nikkajo, он может применить удар рукой или использовать удары ногами и коленями. И когда он это делает, он может использовать любую технику для своей работы. Техники айкидо Ёсинкан очень легко адаптировать. Но тогда айкидо становится дзю-дзюсу, не больше.

Уэсиба сэнсэй изучал старые стили дзю-дзютсу, с большим количеством очень болезненных и опасных техник, он убрал большинство этих трудных и опасных методов, и он сделал айкидо очень круглым и мирным. Он отметил, что такой путь будет очень трудный. Потому что вы должны быть готовым к созданию вашего тела, работать в течение длительного времени над освоением основных принципов и движений, которые не могут быть применены немедленно. Если ваши методы очень просты, как при этом nikajo с использованием ног или что-то вроде этого, каждый сможет изучить это очень скоро. За два или три раза. Но в айкидо это занимает много лет. Потому что сделать технику не является целью, целью является развитие собственного психологического настроя, чтобы стать чистым, победить ваше эго. Не существует специальных, секретных, тайных знаний, которые кто-то говорит вам, только вы сами должны тренироваться и найти себя, если вы действительно сделаете это с чистым умом, вы достигнете высоких результатов. Если цель достичь результата очень быстро, это не айкидо, потому что все происходит наоборот. Если люди просто хотят получить результат, они остаются ни с чем.

Вот почему в старые времена, вы не могли просто прийти в додзё и начать тренироваться. Вы должны были иметь два или три рекомендательных письма, и вы должны были сидеть у входа в додзё и ждать. В течение двух или трех дней. И после этого может быть в течение одного года, вы не делали ничего, что называется техниками, вы просто занимались тем, что чистили додзё, стирали или помогали сэнсэю. И только после этого сэнсэй мог сказать: «О, вы серьезно настроены и можете начать обучение».

Вопрос: Это была проверка духа?

... Вы должны быть готовым к созданию вашего тела, работать в течение длительного времени над освоением основных принципов и движений, которые не могут быть применены немедленно.

Ж. Пайе сэнсэй: Да. Это была проверка.

Вопрос: Все уроки айкидо Ёсинкан всегда начинаются с кихон доса. Скажите, пожалуйста, какая на ваш взгляд, главная задача практики кихон доса?

Ж. Пайе сэнсэй: Кихон доса не является чем-то отдельным, это всего лишь часть техники. Это является частью и техникой для того, чтобы помочь вам понять, что важны две вещи в айкидо. Сначала вы должны подготовить ваше тело. Вы должны построить айки-тело. Сильные ноги, сильные бедра. И после этого вы должны научиться двигаться, чтобы все ваши движения шли из вашего центра. Таким образом, основные движения помогают узнать, как это делать. Прежде, чем вы сможете сделать вашу технику, сначала вы должны получить хороший баланс, научится работать вашими ногами и бедрами, сделать их сильные, для того, чтобы сделать все движения не ногами, а из вашего центра. И основные движения кихон доса могут помочь вам понять это гораздо легче и быстрее.

Например, Hiriki no yousei ichi учит использовать колени, двигаться вперед, сохраняя баланс, делая это движение вперед всем телом. Hiriki no yousei ni обучает делать поворот, используя бедра. Делать поворот не ногами, а делать его из вашего центра. Центр делает все. Tai no henko ichi, предназначено для смены направления движения. Вы должны уметь сохранять концентрацию на вашем центре при изменении направления. Tai no henko ni учит умению поворачивать свое тело используя бедра и ваш центр, а не от ноги, а также оно является хорошим упражнением для создания сильной оси. Shumatsu dosa обычно выполняется в конце занятия, потому что это просто части кихон доса собранные вместе в одно движение. Когда вы изучаете кихон доса и неустанно ее повторяете, вы готовите свое тело и только тогда, когда ваше тело будет готово, вы сможете применить технику.

Вопрос: Почему в айкидо Ёсинкан практикуются такие странные атаки, как шомен ути (Shomen uchi), Ёкомен ути (Yokomen uchi), захват за запястье (Katatemochi), или, например, уширо вадза (Ushiro waza)? Эти атаки крайне редко встречаются в реальной жизни, в чем же основная цель такой практики?

Ж. Пайе сэнсэй: Это очень важно, потому что основа айкидо построена на принципах работы с мечом. Так шомен учи и ёкомен учи происходят от рубящего удара меча. Уэсиба сэнсэй изучал Yagyu Shsinkage рю, и он понял, что принципы меча очень важны. Поэтому в айкидо мы используем шомен и ёкомен учи.

Вопрос: Хорошо. Можно ли изучать принципы айкидо, используя обычные удары руками и ногами?

Ж. Пайе сэнсэй: Я думаю, что ... Опять же это очень легко, потому что, как я сказал, мой друг в США это делает. Так что это очень легко адаптировать удары к айкидо.

Вопрос: Получается, что мы можем узнать некоторые принципы айкидо, практикуя простые атаки, как удары руками и ногами, но использование традиционных атак гораздо более эффективно?

Ж. Пайе сэнсэй: Да, это так. Также как и шомен учи или ёкомен учи в айкидо изучается уширо вадза ... В айкидо уширо вадза применяется для развития интуиции, чувства атаки. Потому что это очень сложно, особенно когда вас атакуют сзади, вы не можете видеть, что происходит у вас за спиной и вам приходится учиться чувствовать начало атаки, что бы своевременно отреагировать должным образом. Поэтому очень важно практиковать техники уширо вадза.

Вопрос: В Ёсинкан айкидо для выполнения некоторых техник, мы используем атэми. Что такое «атэми», по вашему мнению, в айкидо Ёсинкан?

Ж. Пайе сэнсэй: Я видел эволюцию атэми от старых времен, тогда ... большинство техник выполнялось с атэми. Например, в сокумен ирими наге второй рукой выполняется атэми. Сиода сэнсэй развивал атэми в техниках айкидо Ёсинкан. При правильном нанесении атэми нет никакой боли. Это означает не ударить просто рукой, удар должен быть сделан из центра. Когда Сиода сэнсэй наносил атэми, это выглядело как, если бы он просто хотел вас коснуться, и в тоже время ваше равновесие нарушалось, и вы падали или ваши движения блокировались.
Атэми в айкидо Ёсинкан делается в идеальное для этого момента время (тайминг), эта реализация атэми возможна на очень высоком уровне техники. В большинстве боевых искусств атэми, предназначены для нанесения повреждений, один удар может сломать кости, но не в айкидо. Когда я наблюдал за молодым Сиода сэнсэем, когда он делал атэми, это было больно, и это было очень эффективно, но в конце своей жизни он стал мягче, и его атэми был очень замечательным. Он ударял вас и вы теряли равновесие, но вы не чувствовали боли, это было восхитительно. Это и есть атэми в моем понимании.

Вопрос: Мы часто слышим о чусин рёку. Что это значит, как это выглядит и насколько это важно для правильного выполнения техник в айкидо Ёсинкан?

Фотография Жака Пайе

Ж. Пайе сэнсэй: Чусин в переводе с японского языка означает «центральный или от центра». Рёку означает «власть или сила». Поэтому мы обычно переводим этот термин как «Сила центральной линии». Чусин рёку не является чем-то таинственным, если вы будете правильно работать кихон доса и кихон вадза, вы сможете выстроить правильную осанку. Таким образом, ваши мышцы укрепятся, тело выстроится. Когда у вас правильная осанка, естественно, вы получите Чусин рёку. Сочетая в своей практике движение, центр, дыхание, концентрацию и правильное положение тела вы все больше и больше будете развивать Чусин рёку. Это не только что то физическое, это и ваш ум и внимание все вместе.

Вопрос: А Сючу рёку? Что это значит и чем этот термин отличается от Чусин рёку?

Ж. Пайе сэнсэй: Сючу рёку это проявление Чусин рёку. В переводе Сючу означает «концентрация или концентрат» и рёку означает «власть или сила». Получается что, Сючу Рёку — сила, происходящая от центральной линии тела и правильного положения вашего тела. Для правильного проявления, сначала вы должны получить Чусин рёку, когда вы создали ваше тело, приобрели хорошую осанку выстроили центральную линию вашего тела. Вы можете собрать все воедино — положение бедер, движение ног, центр, ум и силу и направить все это в точку. Сючу рёку это взрыв энергии, передаваемый, когда вы выполняете технику.

Вопрос: Некоторое время назад мы читали интервью сэнсэя Рюсэя Саегусы, он сказал, что в айкидо с физической точки зрения наиболее важным является позвоночник, и в позвоночнике — крестцовый отдел. Как вы думаете почему, крестец и позвоночник так важны в айкидо, и как вы думаете, что является самым важным в айкидо с физической точки зрения?

Ж. Пайе сэнсэй: Крестец осуществляет связь между, верхней частью тела и нижней частью тела. В нашем западном мире верхняя часть тела намного более развита, чем нижняя часть тела. Таким образом, мы используем энергию только верхней части. В восточных практиках стараются объединять эти две части тела. Это происходит, когда вы сосредоточены на бедрах, нижней части спины, тогда тело становится одним целым и вся энергия идет вниз. Ваш центр пойдет вниз.
Например, когда вы сидите дзадзэн (zazen), происходит так же. Во всех боевых искусствах, в том числе и в японских традиционных боевых искусствах сосредотачиваясь в нижней части тела, вы собираете всю вашу силу, идущую от верха, соединяете с энергией, идущей от ваших ног, и таким образом, усиливаете ваши движения. Тогда, выполняя технику, вы используете все тело, а не только силу рук.

Вопрос: В этом положении сохраняется естественный прогиб поясничного отдела позвоночника. Может ли этот прогиб вызвать боль в спине или позвоночнике или это должно быть естественно без боли?

Ж. Пайе сэнсэй: Я думаю, что если вы делаете что-то не привычное, очень скоро эти движения вызывают небольшую боль, это хорошая боль. Но если боль слишком сильна, если вы не можете работать, тогда что-то не в порядке, и вы должны остановиться. Не должно быть боли.

Вопрос: Сэнсэй, этот семинар будет уже третий в С.-Петербурге. Кроме того, вы проводите обучение в Новосибирске и во Львове. Как вы думаете, есть ли разница между Ёсинкан айкидо в России, Украине и Японии?

Айкидо — это не соревнования, в нем нет конкуренции, победителей или проигравших, однако, айкидо — это боевое искусство.

Ж. Пайе сэнсэй: Я думаю, уровень в России достаточно высок. В Японии уровень не лучше в общих классах. Конечно, есть специалисты, как Senshusei, но в целом уровень аналогичный. Это потому, что в Японии люди приходят в додзё раз в неделю, кто-то больше, но большинство людей приходят один или два раза в неделю, они заняты на работе, в семье, у них нет времени. Они могут изучать айкидо совсем немного. Они не очень сосредоточены на обучении, для них это просто упражнения для поддержания здоровья. Я думаю, что в России люди, кажется, изучают айкидо Ёсинкан очень серьезно, и они очень хотят учиться, и мне кажется что, некоторые люди даже больше заинтересованы в изучении айкидо, чем некоторые студенты в Японии.
А также основное отличие от Японии ... Япония является очень безопасной страной, люди очень мирные, они понимают разницу между Будо и единоборствами, и как практикующие айкидо, они не заинтересованы в участиях в боях или драках.

Вопрос: Не думаете ли вы, что в России люди немного более упорные, жесткие, настойчивые?

Ж. Пайе сэнсэй: Да, да, но опять же я француз, и это не имеет значения для меня, но я пытаюсь показать, что есть нечто большее в айкидо, чем борьба.

Вопрос: Может быть, именно поэтому они стремятся использовать свою физическую силу, вместо того чтобы чувствовать действия, предпринятые партнером?

Ж. Пайе сэнсэй: Да. Но когда они понимают, что вы можете, сделать технику не используя силу, они очень хотят учиться.

Вопрос: Существуют ли какие-либо различия в отношении людей к уровням, таким как «дан» или «кю»?

Ж. Пайе сэнсэй: В Японии присвоение «дан» и «кю» это традиция не только применяемая в боевых искусствах, например, в каллиграфии тоже есть уровни «дан» и «кю». Это означает, что если вы получаете сертификат, это просто показывает ваш прогресс в обучении. И когда вы получаете первый черный пояс, это не так важно. Получение первого черного пояса - это только первый этап. В Японии это только показывает, что вы сделали некоторые усилия, и вы заинтересованы в дальнейшем развитии, с этого момента вы начнете заниматься немного более серьезно. В этом смысл в Японии.
Но на Западе черный пояс является очень важным этапом. Люди хотят быть признанными за их большие достижения, они становятся более важными и так далее. Так что отношение к черному поясу очень отличается от Японии.

Вопрос: Какой совет вы могли бы дать людям, занимающимся айкидо Ёсинкан в России?

Ж. Пайе сэнсэй: Ну ... Они должны найти хорошего инструктора и сосредоточить внимание на основах (кихон доса, кихон вадза), тогда они, безусловно, будут прогрессировать и смогут найти смысл айкидо.

Спасибо, сэнсэй, за интересные ответы. Мы уверены в том, что в течение ближайших нескольких дней мы будем видеть и слышать много интересных и поучительных вещей. Спасибо еще раз.
Центр Айкидо Ёсинкан
А. Михайлов, А. Кальманов, С.-Петербург, 2012 г.
Фотография Жака Пайе



Материал сайта Aikido.ru (http://www.aikido.ru/p/content/content.php?content.185)
Автор: Irina, 12.11.2012 - 21:00:00