Виктор Леонидович Сосновский - обладатель 4-го Дана Айкидо Айкикай, Президент Сибирской Ассоциации Айкидо[1], Лауреат Премии НСАР "Торнадо" в номинации "Лучшее достижение в области популяризации Айкидо".
Вопрос: Об Айкидо ходит немало слухов и легенд. Можете ли Вы раскрыть нашим читателям сущность этого боевого искусства?
Виктор Сосновский: Айкидо - традиционный вид воинского искусства, то есть не спорт. По Айкидо не проводятся соревнования. Спортивные состязания предполагают победу одного из противников в рамках правил. Традиционные виды не знают правил, а используют законы природы. Сущность любого традиционного боевого искусства, с моей точки зрения, заключается в обеспечении безопасности человека.
Вопрос: Воевать не по правилам - это, наверное, аморально?
Виктор Сосновский: У войны нет правил, она вне морали. Остаются лишь естественные законы, важнейшей тенденцией которых является достижение максимальной безопасности. В различных видах традиционных воинских искусств эта тенденция реализуется по-разному.
В Айкидо предельно сконцентрирована идея безопасности как стратегическая задача и собран уникальный технический арсенал тактического обеспечения этой стратегии.
Вопрос: Чем Вам приглянулось именно Айкидо?
Виктор Сосновский: В Айкидо предельно сконцентрирована идея безопасности как стратегическая задача и собран уникальный технический арсенал тактического обеспечения этой стратегии.
Вопрос: Значит, Айкидо - лучшее средство самозащиты?
Виктор Сосновский: Скорее это средство обретения безопасности. Самозащита предполагает ответ на уже начатое опасное действие. Безопасность - категория более высокого уровня. Обретение безопасности субъекта призвано исключить саму вероятность эффективного нападения на него. Здесь присутствуют совсем иные пространственно-временные характеристики, обозначаемые пресловутым понятием «Ки».
Вопрос: А как насчет пословицы: «Лучшая защита - нападение»? Разве не является истинной целью боевого искусства уничтожение противника? Помнится, ходила по рукам немецкая видеокассета о японских боевых искусствах с английским названием «Аrt of Killing». В переводе это дословно означает «искусство убийства».
Виктор Сосновский: Подобная трактовка кажется мне вредным заблуждением, уводящим интересующихся боевыми искусствами людей от истинного смысла. Можно назвать это журналистским штампом. Укоренившиеся в сознании популяризаторов устойчивые ложные стереотипы препятствуют развитию боевых искусств не только на Западе, ни и в самой Японии. В то же время, немногочисленные мастера - хранители традиций не очень озабочены доведением сокровенных истин до массового сознания. Они с вершин своего мастерства спокойно наблюдают за процессом совершенствования учеников, заботясь не о количестве, а о качестве наиболее достойных. Эти достойные и призваны постичь на практике значение известного древнего принципа воинских искусств - держать жизнь противника в своих руках. Как видите, об убийстве здесь ни слова.
Вопрос: Не могли бы Вы, в таком случае, объяснить, чем выделяется Айкидо среди традиционных боевых искусств?
Виктор Сосновский: Если не вдаваться в восточные аллегории, можно сказать, что Айкидо имеет специфическую динамику, биомеханику, технический арсенал.
Занятия Айкидо структурируют личность ученика, способствуют здоровой расстановке приоритетов. Человек учится строить себя, управлять своим психологическим и телесным состоянием, то есть, владеть собой.
Вопрос: А можно об этом немного подробней?
Виктор Сосновский: Основателем выделены три основных принципа: «не ждать», «не смотреть», «не открываться».
Начнем с последнего - «не открываться», наиболее простого для понимания. Он соблюдается практически во всех боевых искусствах, потому что всегда целью является открытое, максимально доступное для атаки пространство. Следующий принцип - «не смотреть». Основатель предостерегает от психологической фиксации на деталях, являющихся второстепенными. Третий принцип - «не ждать». Этот принцип является базовым, формирующим образ мышления в работе с оружием. Скорость клинка превышает возможности человеческой реакции. Защищаться от начавшейся атаки уже поздно, мы обречены на поражение самим образом мышления, не учитывающим принципиальную разницу между защитой и безопасностью. Вот, такие подробности.
Вопрос: Можете ли Вы раскрыть методику обучения Айкидо нашим читателям?
Виктор Сосновский: В традиционных боевых искусствах сформировалась традиционная же система обучения, которая основана на классических для Востока взаимоотношениях между учителем и учеником. Идеальным для процесса обучения образцом являются отношения между отцом и сыном. Чем ближе к идеалу - тем лучше результат.
Можно сформулировать четыре основных условия, необходимых для становления настоящего мастерства:
Способность учителя научить ученика.
Желание учителя научить.
Желание ученика научиться.
Способность ученика к обучению.
Таким образом, классическая схема обучения воинским искусствам базируется на взаимоотношениях между Учителем и Учеником. Основой этих отношений являются доброжелательность и доверие. Только при таких обстоятельствах ученик сможет преобразить себя и воспринять всю мощь передаваемого ему Знания. Ибо перекроить Учение на свой манер, под масштабы своего эго - невозможно. Иными словами, гордыня и амбиции являются лучшей защитой от Знания.
Вопрос: Вы являетесь учителем многих людей разного возраста. Физический аспект воздействия на них занятий боевыми искусствами, в общем, понятен. Но скажите, какое влияние оказывает Айкидо на их духовное состояние?
Виктор Сосновский: Я бы не проводил жесткой границы между духовным и физическим началом. Занятия Айкидо структурируют личность ученика, способствуют здоровой расстановке приоритетов. Человек учится строить себя, управлять своим психологическим и телесным состоянием, то есть, владеть собой. Это, в свою очередь, способствует росту его профессионализма в воинском искусстве. Обоснованная уверенность в своих силах позволяет быть все менее агрессивным, применять по отношению к противнику действия по принципу разумной достаточности. В конце концов, противник воспринимается уже как партнер. Именно на этом этапе человек, который занимается воинскими искусствами, одерживает духовную победу, неотделимую от физического могущества. Это и есть истинная победа.
Вопрос: Такой взгляд на сущность боевых искусств весьма воодушевляет! В жизни мы, однако, редко видим гуманное отношение к оппоненту в ходе конфликта. Уже не будем говорить о нас, грешных. Вот данные недавно проведенного в США федерального исследования. Оказывается 97 % столкновений между полицией и нарушителями правопорядка могли быть улажены словами. Однако полицейские сами способствовали развитию конфликта с последующим необоснованным применением силы и возбуждением судебных исков. Рекомендовали бы Вы работникам правоохранительных органов и служб безопасности практиковать такой вид боевого искусства как Айкидо?
Виктор Сосновский: В мире широко взят на вооружение опыт Айкидо и других видов боевых искусств. Однако, вопрос использования данными службами этих боевых систем - это вопрос их профессионализма. Могу лишь отметить, что в последнее время в России интерес к боевым искусствам со стороны правоохранительных органов существенно возрастает.
Вопрос: Зачастую приходится слышать от сторонников тех или иных боевых искусств заявления об исключительности их видов. Что Вы можете сказать в этой связи?
Виктор Сосновский: Это вечная проблема последователей, которая была, есть и будет их проблемой. Основатели школ и систем, а также их серьезные продолжатели всегда с глубоким уважением относятся друг к другу и к делу, которому они служат. Выводы делайте сами.
Вопрос: Что бы Вы хотели посоветовать неискушенным искателям самой лучшей боевой системы?
Виктор Сосновский: Найти своего Учителя и, вместе с ним, свою Систему. Тогда можно поздравить их с началом Пути.
Интервью опубликовано в журнале «Спорт. Сибирь» № 1, 2001